Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Мишутка» комбинированного вида
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Мишутка» комбинированного вида (далее – АОП) МБДОУ «Детский сад № 7 «Мишутка» разработана педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 7 «Мишутка». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребенка, имеющего тяжёлые нарушения речи (далее - ТНР) и направлена на разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ребенком дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения им образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности, коррекцию недостатков в речевом развитии ребенка. Целью Программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов АОП дошкольного образования доля обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи п. 10.1). Проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи. Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач (п.10.2): -реализация содержания АОП ДО; -коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР; -охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия; -обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; -создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; -объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; -формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР; -обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР; -обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования (ФАОП дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи п. 10.2). Часть АОП МБДОУ, формируемая участниками образовательных отношений. Часть ОП ДО, формируемая участниками образовательных отношений представлена: Программой «Театр – творчество – дети» Автор: Н.Ф. Сорокина, Цель программы — развитие творческих способностей детей, развитие личности через театральную деятельность. Авторской программой этнокультурного воспитания детей в ДОУ на основе народного календаря «Круглый год». Цель программы: восстановление органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру, развитие национального самосознания на основе приобщения к традиционной народной культуре и формирование черт русского характера. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства ( ФАОП дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи п. 10.4).. В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров ( ФАОП дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи п. 10.4.3). Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных обучающихся в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка (10.5.). Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; карты развития ребенка дошкольного возраста с ТНР. При реализации АОП МБДОУ «Детский сад № 7 «Мишутка» проводится педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка дошкольного возраста с ТНР. Для проведении педагогической диагностики учителем –логопедом используются «Карты развития ребёнка дошкольного возраста с ТНР с 4до 7 лет» и стимульный материал для проведения обследования: - Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. Другие специалисты группы компенсирующей направленности для детей с ТНР используют для проведения индивидуальной педагогической диагностики комплект альбомов, разработанных Н.В. Верещагиной. Программа коррекционной работы предусматривает: проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств; достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях; обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий; психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями). Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с ТНР ориентирована: на формирование личности ребенка с ТНР с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания; на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ТНР и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов- психологов, учителей-логопедов; на личностно-ориентированный подход в организации всех видов детской деятельности. АОП МБДОУ «Детский сад №7 «Мишутка» - программа сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Один из основных принципов её построения - событийный, предполагает: с одной стороны, включённость ребёнка в событийную основу жизни ближайшего социума, МБДОУ «Детский сад № 7 «Мишутка», собственной семьи (празднование значимых событий и подготовка к ним - объединяющее начало); с другой стороны, включённость родителей в событийную основу реализации АОП (родители охотно участвуют в том, что им понятно, близко, что позволяет поддерживать сложившиеся традиции и «времён связующую нить»). Но совместное с родителями проведение мероприятий АОП- это только первый, хотя и очень важный, залог успеха! Это необходимое, но не достаточное условие. Настоящее сотрудничество родителей и МБДОУ «Детский сад № 7 «Мишутка» — это совместная, соразделённая реализация основного содержания АОП по принципу: МБДОУ «Детский сад № 7 «Мишутка» начинает - семья продолжает. И наоборот: то, что «открыто» ребёнком в семье, должно стать «открытием» всей группы в детском саду. Роль детского сада в процессе реализации АОП может меняться: детский сад выступает в роли иногда консультанта, иногда исполнителя. Главное, МБДОУ «Детский сад № 7 «Мишутка» - стратегический партнёр семьи в течение первых семи лет жизни ребёнка. Семья - самый надёжный тыл каждого маленького человека, нуждающегося, особенно в первые семь лет своей жизни, в помощи и поддержке взрослого.