Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 7 «Мишутка»
Описание образовательной программы
Краткая презентация образовательной
программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 7 «Мишутка»
4.1. Общие сведения
Образовательная
программа дошкольного образования (далее —
Программа) разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО),
утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155
(далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной
программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом
Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028и
(далее — ФОП ДО).
Цель
Программы:
·
разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Задачи
Программы:
·
обеспечить единое содержание ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
·
приобщить детей к базовым
ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права
и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов
России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему
миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
·
структурировать содержание образовательной
деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных
особенностей развития;
·
создать условия для равного доступа к образованию
для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
·
обеспечить охрану и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
·
обеспечить развитие физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей
ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
·
обеспечить психолого-педагогическую поддержку
семьи и повышение компетентности родителей в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления
здоровья детей, обеспечения их безопасности;
·
обеспечить достижение детьми на этапе
завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного
для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа
включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы
для родителей воспитанников.
Целевой
раздел |
Включает
в себя пояснительную записку и планируемые
результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем
детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования. Также входят подходы к проведению педагогической
диагностики достижений планируемых результатов и значимые
для разработки и реализации Программы характеристики —
особенности развития детей |
Содержательный
раздел |
Включает
задачи и содержание образовательной деятельности для
всех возрастных групп по пяти образовательным
областям. Также в разделе описаны: ·
формы, способы, методы реализации
программы; ·
особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных практик; ·
способы поддержки детской инициативы; ·
взаимодействие педагогического коллектива с семьями; ·
коррекционно-развивающая работа; ·
рабочая программа воспитания |
Организационный
раздел |
В организационный
раздел включают: ·
психолого-педагогические условия реализации
Программы; ·
особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды; ·
материально-техническое обеспечение
Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания; ·
примерный перечень литературных,
музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации
Программы; ·
кадровое обеспечение; ·
режим и распорядок
дня в возрастных группах; ·
календарный план воспитательной работы |
Организация
режима пребывания детей в детском саду
Режим
работы: 10,5 часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Работа
по реализации Программы проводится в течение
года и делится на два
периода:
·
первый период (с 1 сентября
по 31 мая);
·
второй период (с 1 июня
по 31 августа).
Организация
жизни детей опирается на определенный суточный
режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования
в соответствии с физиологическими
обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП,
видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также
региональные рекомендации специалистов в области
охраны и укрепления здоровья детей.
Режим
дня составлен для каждой возрастной группы на холодный
и теплый периоды, учтены функциональные
возможности детей, а также ведущий вид деятельности —
игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком
режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период
адаптации.
4.2. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Организация
образовательного процесса имеет следующие особенности.
1.
В МБДОУ «Детский сад № 7
«Мишутка» функционируют 3 группы общеразвивающей направленности
2.
Колличество групп каждой возрастной категории
различный
Возрастная
категория группы |
Группа
раннего дошкольного возраста (1—3 года) |
Группа
младшего дошкольного возраста (3–4 года) |
Группа
среднего дошкольного возраста (4–5 лет) |
Группа
старшего дошкольного возраста (5–6 лет) |
Группа
подготовительная дошкольного возраста (6–7 лет) |
Количество
возрастных групп |
1. Действует
система физкультурно-оздоровительной работы.
2. Используется
региональный компонент в образовательном процессе.
3. Оказывается
помощь детям, родителям, педагогическим работникам и социуму
со стороны социально-психологической службы.
4. Создана
система медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Используется
модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка.
5. Осуществляются
дополнительные платные услуги.
6.
Реализация образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
4.3. Ссылки на ФОП ДО и парциальные программы
В соответствии
с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа
состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы
являются взаимодополняющими.
Обязательная
часть Программы разработана в соответствии с ФГОС
ДО и ФОП ДО.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
Часть ООП ДО, формируемая участниками
образовательных отношений представлена:
·
Программой «Театр – творчество –
дети» Автор: Н.Ф.
Сорокина, для детей старшего дошкольного возраста (Одобрена Федеральным
экспертным советом по общему образованию). Программа является парциальной и
служит дополнением к базовой Программе
Цель программы — развитие творческих способностей детей,
развитие личности через театральную деятельность.
Задачи программы:
-
Создать
условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
(постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ,
организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
-
Приобщить детей к театральной
культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории,
устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной
терминологии.
-
Воспитывать артистические качества,
раскрывать творческий потенциал;
-
Формировать умение свободно
чувствовать себя на сцене.
-
Ознакомить детей всех возрастных
групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,
детский, театр зверей и др.).
-
Поддержание желания детей активно
участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки,
приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
·
Парциальной
программой «Мир профессий» Автор: В.П. Кондрашов.
Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи
- Расширять представления детей о роли механизации в труде, о машинах
и приборах-помощниках человека.
- Знакомить
детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.
- Расширять представления о труде людей разных профессий
(спасателя, режиссера театра,
дирижера, учителя, библиотекаря и др.).
- Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания,
строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля,
образование и т. д.), о связи людей различных профессий
(машиностроители и фермеры, фермеры и
работники пищевой промышленности и т. д.).
- Продолжать обогащать
содержание игр детей, развивать умение самостоятельно
выбирать тему для игры, развивать
сюжет на основе знаний, полученных
при восприятии окружающего.
- Формировать
умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами- сверстниками.
- Формировать
представление о ценности труда родителей и близких родственников.
• Авторской
программы этнокультурного воспитания детей в ДОУ на основе народного календаря «Круглый год». З.В. Берсенева. (Программа сертифицирована решением областного
экспертного Совета Министерства образования Свердловской области № 86 от
01.02.2000).
Цель программы: восстановление
органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру,
развитие национального самосознания на основе приобщения к традиционной
народной культуре и формирование черт русского характера.
4.4. Характеристика взаимодействия педагогического
коллектива с семьями
воспитанников ДОО
Основная
цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
·
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей младенческого,
раннего и дошкольного возраста;
·
единство подходов к воспитанию
и обучению детей в условиях
ДОО и семьи;
·
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными
задачами взаимодействия детского сада с семьей
являются:
·
информировать родителей и общественность
относительно целей ДО, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям,
имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной
программе, реализуемой в ДОО;
·
просвещение родителей, повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах
охраны и укрепления здоровья, развития и образования
детей;
·
способствовать развитию ответственного и осознанного
родительства как базовой основы благополучия семьи;
·
построить взаимодействие в форме
сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями
детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для
решения образовательных задач;
·
вовлекать родителей в образовательный
процесс.
В основу
совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения
заложены следующие принципы:
·
приоритет семьи в воспитании,
обучении и развитии ребенка;
·
открытость;
·
взаимное доверие, уважение и доброжелательность
во взаимоотношениях педагогов и родителей;
·
индивидуально-дифференцированный подход к каждой
семье;
·
возрастосообразность.
Взаимодействие
с родителями воспитанников строится по следующим
направлениям работы.
Название
направления |
Содержание
работы |
Диагностико-аналитическое
направление |
Включает
получение и анализ данных: ·
о семье каждого
обучающегося, ее запросах в отношении
охраны здоровья и развития ребенка; ·
планирование работы с семьей
с учетом результатов проведенного анализа; ·
согласование воспитательных задач |
Просветительское
направление |
Просвещение
родителей по вопросам: ·
особенностей психофизиологического и психического
развития детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста; ·
выбора эффективных методов обучения и воспитания
детей определенного возраста; ·
ознакомления с актуальной
информацией о государственной политике в области
дошкольного образования, включая информирование о мерах
господдержки семьям с детьми дошкольного
возраста; ·
информирования об особенностях
реализуемой в ДОО образовательной программы; ·
условий пребывания ребенка в группе
ДОО; ·
содержания и методов
образовательной работы с детьми |
Консультационное
направление |
Консультирование
родителей: ·
по вопросам их взаимодействия
с ребенком, преодоления возникающих проблем
воспитания и обучения детей, в том
числе с особыми образовательными потребностями (ОП)
в условиях семьи; ·
об особенностях поведения и взаимодействия
ребенка со сверстниками и педагогом; ·
о возникающих проблемных ситуациях; ·
о способах воспитания и построения
продуктивного взаимодействия с детьми младенческого,
раннего и дошкольного возраста; ·
о способах организации и участия
в детских деятельностях, об образовательном
процессе и др. |
Благодаря
разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих
воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит
сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий
потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный
момент в формировании традиций в учреждении —
совместное проведение народных праздников, посиделок в гостиной.
Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают
активное участие.
Основные
практические формы взаимодействия МБДОУ «Детский сад № 7
«Мишутка» с семьей
Этапы |
Формы |
Знакомство
с семьей |
Встречи-знакомства,
анкетирование |
Информирование
родителей о ходе образовательной деятельности |
Дни
открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации,
родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО,
организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские
концерты и праздники |
Просвещение
родителей |
Лекции,
семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, создание родительской
библиотеки в группах |
Совместная
деятельность |
Привлечение
родителей к участию в занятиях,
акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской
исследовательской и проектной деятельности, в разработке
проектов, кружковой работе, ярмарках, праздниках. |