11.03.2022
Упражнения по развитию слухового восприятия
(адаптированные для занятий с детьми без речи младшего дошкольного возраста – на основе заданий из пособия «Занимаемся с Ушариком»)
Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков
Выработка условнорефлекторной двигательной реакции на звук.
Упражнение № 1. Слушай, нажимай.
Взрослый перед сидящим за столом малышом стучит по барабану. Побуждает ребенка после этого нажать на кнопку игрушки или надеть кольцо на стержень пирамидки.
(аналогичные упражнения проводятся со звучанием гармошки, дудки, свистка)
Упражнение 2. Лягушка прыгает.
Перед сидящим за столом ребенком – игрушечная лягушка. Рядом - несколько вырезанных из бумаги листьев. Взрослый производит какое-нибудь действие, извлекающее звук и учит ребенка переместить лягушку на один из листьев.
Обучение сопровождается примерно такими словами: «Слушай. (Раздается звук). Ква-ква прыгает: Оп!» И так далее.
Упражнение 3. «Яблоко упало».
Взрослый учит малыша после каждого услышанного звука снимать с вырезанной из картона яблоньки яблочко (оно было вставлено в прорезь в кроне дерева) и «уронить» его.
При этом произносятся слова: «Слушай! (Производится звук) Бух! Упало яблоко!». Можно провести игру по-другому. Игрушечные пластмассовые яблочки ребенок бросает по очереди в корзиночку после каждого условного звучания.
Упражнение 4. Дождь.
У ребенка синий фломастер и лист бумаги, лежащий на столе. На листе нарисована тучка в небе, трава. Взрослый произносит «Кап», и после каждого произнесения малыш рисует каплю-черточку. Речевой материал: «Слушай: «Кап» - и нарисуешь так» (показывает).
(Это упражнение проводится после того, как выработана реакция на звучание голоса. Сначала взрослый произносит «кап» слухозрительно, потом – только на слух. Расстояние постепенно увеличивается).
Упражнение 5. Змейки.
Перед ребенком на листе несколько пластилиновых кружков. Рядом с листом – вырезанные из бумаги или вылепленные из пластилина разноцветные змейки. После каждого произнесенного взрослым «Шшш» - малыш берет одну из змеек и прикрепляет ее к пластилиновой основе (кладет на нее).
Упражнение 6. Цыплята вылупились.
Перед ребенком четыре или пять пластмассовых яичек из-под «Киндер-сюрприза». В каждом из них находится маленький игрушечный цыпленок. Взрослый произносит: «Ц-ц-ц», ребенок в ответ на услышанное раскрывает одно из яиц.
Речевой материал: «Слушай. «Ц-ц-ц». Открой. Что там? Цыпленок!».
Если найти нужные игрушки трудно, можно видоизменить игру.
На лист бумаги наклеиваются несколько изображений разных цыплят. Каждое из них прикрывается вырезанной фигуркой яйца. Можно прикрепить кончик «яйца» к бумаге. После каждого звука «Ццц» ребенок убирает яйцо и видит изображение цыпленка.
(Желательно проверить перед выполнением упражнения, как ребенок реагирует на массированный шепот – «тшшш», «чшшш», выработать на массированный шепот реакцию (см. предыдущее упражнение «змейка»).
Упражнение 7. Конфеты.
Перед ребенком на столе две – три «конфеты» - завернутые в конфетные обертки кусочки пластилина. Рядом – сидят две - три куколки, перед каждой – тарелочка.
Взрослый предлагает покормить кукол после сигнала. Он произносит «Ч-ч-ч_», и ребенок кладет одну конфету перед куклой. То же – с остальными конфетами.
Знакомство со звуками окружающего мира.
(формируем спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать и, значит, позже и понимать речь не только на занятиях.
А. Прогулка с картинками.
Перед прогулкой возьмите с собой картинки с изображениями машины, велосипеда, собаки, птички, детей, взрослых.
Во время гуляния обращайте внимание малыша на звуки, комментируйте их и показывайте соответствующую картинку. Например: «Слышишь? Это собака лает» или «Машина проехала. Вот еще машина едет, слушай». И показываете соответствующие картинки.
Б. Звучащие игрушки.
Возьмите две звучащие игрушки. Например, зайку-пищалку и дудку. Нарисуйте каждую игрушку на отдельном листе и положите эти картинки перед малышом. Поиграйте на дудке, спросите: «Что звучало?», предлагая при этом дать вам одну из картинок. Если ребенок протянул вам картинку с дудкой, похвалите его: «да, это дудка звучала. Послушай еще раз».
Затем звучит игрушка-пищалка. Ребенок после прослушивания берет соответствующую картинку, дает вам.
После нескольких подобных «тренировок» попробуйте предъявить звучания только на слух, то есть так, чтобы малыш не видел звучащих предметов. Перед ним на столе картинки, а звуки доносятся из-за ширмы, которую можно соорудить из стула с повешенным на спинку платком. Звучит, например, дудка. Малыш слушает и показывает на соответствующую картинку.
Потом можно увеличивать количество звучащих предметов, добавляя все новые и убирая знакомые.
В. Слышу – не слышу.
Дайте ребенку лист бумаги, фломастер. Включите фен так, чтобы он видел его во время работы и побудите рисовать штрихи фломастером выключите фен и покажите ребенку, что при отсутствии звука рисование надо прекратить. Повторите упражнение, убедитесь, что малыш понял ваше задание. После этого переходите к выполнения упражнения на слух. Включайте и выключайте фен за спиной малыша, побуждая его прислушиваться и рисовать только тогда, когда раздается гудение фена.
Аналогичные упражнения можно проводить со звучанием вентилятора, шумом льющейся воды из крана и т.п.
Г. Различаем звуки
Учите различать по принципу, предложенному в упражнении «звучащие игрушки» такие звуки как перелистывание страниц в книге и застегивание молнии, звяканье ключей, гудки в телефонной трубке, похлопывание ладоней и т.п.
Различение характеристик звуков
(количество, длительность, громкость, высота, локализация)
Упражнение 1. Один и много барабанов
Упражнение 2. Зайка прыгает – прыг!
Упражнение 3. Мишка кушает – ам!
Упражнение 4. Повтори ПА, ПАПАПА
Упражнение 5. Круг – квадрат
Упражнение 6. Нос – рука – голова
Упражнение 7. Делаем бусы
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.03.2022
Дата обновления: 11.03.2022
Дата публикации: 11.03.2022