16.02.2022
В
жизни человеческого общества языку как средству общения принадлежит ведущая
роль. Общение – одна из наиболее значительных сторон взаимодействия людей в
процессе их деятельности. Оно имеет, прежде всего, социальную природу. Основная
роль в общении отводится устной речи. Полноценное владение устной речью
предполагает умение понять речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для
окружающих.
Нарушение
слуха, особенно если оно наступило очень рано, до овладения речью, меняет всю
картину психического развития ребёнка. Снижение слуха у детей приводит к
нарушениям в речевом развитии, общем развитии ребёнка и ограничивает
возможности познания окружающего мира.
Кохлеарная
имплантация – это хирургическая операция, в процессе которой во внутреннее
ухо-улитку вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуков и речи
путем электрической стимуляции слухового нерва.
Кохлеарная
имплантация даёт глухим детям возможность слышать все звуки, даже самые тихие.
Но существует огромная дистанция между возможностью слышать и способностью
понимать речь и говорить.
В
связи с поступлением воспитанника с КИ в нашем МДОУ создаются необходимые
условия для осуществления слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации.
Процесс реабилитации отличается своеобразием: в нем выделяется особый период –
первоначальный этап, в процессе которого должен быть принципиально изменен путь
развития ребенка с КИ – он должен быть переведен на путь естественного развития
коммуникации и речи, как это происходит у маленького слышащего ребенка.
Успешное развитие, воспитание и обучение ребенка с КИ требует учета особых
образовательных потребностей. В самом общем виде их можно охарактеризовать
следующим образом:
-
коррекционная работа, направленная на активное сенсорно-перцептивное и
коммуникативное развитие, а также в целом на амплификацию (обогащение) его
развития сразу после КИ;
- обеспечение постоянного взаимодействия детей
с КИ с нормально слышащими и говорящими дошкольниками и взрослыми;
- организация особой предметно-развивающей,
пространственной среды, способствующей полноценному усвоению вербальной
коммуникации;
- использование специальных подходов, методов
и приемов при развитии ребенка после КИ;
-
комплексный подход в сопровождении образования ребенка после КИ, включающий
взаимодействие специалистов педагогического и психологического профиля.
Одна
из функций педагога-психолога в рамках сопровождении образования при реализации
Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
детей, перенесших операцию по кохлеарной
имплантации МБДОУ «Детский сад №7 «Мишутка»- работа над развитием высших
психических функций (внимания, памяти, мышления), игровых, коммуникативных
навыков, формирование мотивации к обучению.
Вся
работа по формированию и развитию речевого общения глухих детей с КИ,
построенная по принципу ступенчатого введения материала, условно разделена на 3
ступени. Опыт работы первой ступени
представлен в комплексе занятий по
развитию речевого общения глухих детей с кохлеарными имплантами с приложением
дидактического и игрового пособия.