24.10.2020
Для развития слухового восприятия, голосовой
активности, речевого дыхания и крупной моторики у детей с КИ также как и других
детей с нарушениями слуха, очень полезны музыкальные занятия, занятий пением и
ритмикой. Хотя КИ несколько искажает мелодию, ритмические характеристики
музыкальных произведений он передаст точно. Развитие слухового восприятия при
этом ускоряется благодаря связи с движением, ритмом.
Учите ребенка пользоваться указательным жестом,
помогающим общаться с окружающими, пока не научится говорить. Научить
пользоваться жестом в соответствующих ситуациях, в том числе при вопросах:
«Покажи...», Где...», «Вот...». Для этого спросить ребенка: «Где палец?»
Если ребенок не понимает показать свой палец, сказав: «Вот палец».
«А у тебя, где палец?» Взять его
указательный пальчик и показать: «Вот палец». «Где палец?». Это прием
использовать регулярно, параллельно расширять словарный запас.
Попросить показать, что –нибудь, используя
указательный жест.
Как объяснить ребенку, что надо делать, если
он не понимает?
При работе с малышами полезно использовать помощь
папы (брата, сестры), который сначала сам выполняет задание и, тем самым
выступает в качестве модели поведения для ребенка. Можно также проводить
занятия с 2-мя детьми с разным уровнем слухового развития, что позволяет
использовать свойственную в этом возрасте подражательность и дух соревнования.
Задание становится более интересным для ребенка. Меняйтесь с ним ролями. Он
производит звуки, а вы выполняете упражнение. Это помогает понять правила игры,
запомнить звуки и говорить.
Вырабатывают условно-рефлекторную реакцию
на звук. Например, ребенок показывает на называемый предмет или предмет,
издающий звук. Это задание способствует также развитию слухового внимания,
которое не сформировано у этих детей. В процессе слуховой тренировки
необходимо всячески стимулировать появление у ребенка любых звуковых имитаций,
постепенно формируя соотнесенные вокализации и слова (например, ударяя
по барабану произносить слово «бам»). Во всех этих заданиях должны быть 2
стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он
видел действия, вызывающие звук, далее он выполняет их только на слух.
Концентрирование на слухе.
При общении с взрослым и восприятии окружающего
мира, ребенок с нарушенным слухом опирается на зрение, чтобы понять, что
происходит вокруг.
Важно, чтобы он сконцентрировался на слухе. А не
пытался прочесть по губам, что мы говорим. Поэтому во время упражнений
необходимо закрывать лицо тканевым экраном, пропускающим звук голоса. Сидеть
рядом с ребенком со стороны КИ.
Последовательность выполнения упражнений.
При развитии слуха учим ребенка последовательно
выполнять разные по сложности упражнения.
Первое упражнение – обнаружить есть ли звук.
Ребенку предъявляют разные речевые и неречевые звуки (разной громкости, с
разного расстояния). Он должен показать слышит ли он звук или нет.
Второе упражнение – умение различать два звука.
Предъявляются два слова (или два неречевых звука). Ребенок должен узнать какое
слово (звук) он услышал.
Третье упражнение – узнавать речевые и неречевые
звуки в ситуации закрытого ограниченного выбора. Ребенок знает какие слоги, слова,
предложения, фонемы, неречевые звуки. При этом набор картинок или игрушек лежит
на столе перед ребенком. Отвечая ребенок показывает услышанное слово (звук и
т.д.) среди картинок, лежащих перед ним. При этом он должен догадаться на какое
слово, из находящихся перед ним на картинк похоже услышанное слово. Минимальное
число предъявляемых сигналов – 3.
Четвертое упражнение – узнавание сигналов при
открытом выборе. Ребенок не знает какие именно сигналы будут предъявляться и не
может их предугадать. И полагается на свое умение слышать. Выполнение этих
заданий требует умения слушать и накопления в памяти образов звуков и слов.
При выборе упражнений необходимо учитывать
возможности и интересы ребенка.
Обязательно хвалите ребенка, когда у него
получилось упражнение. Погладьте по голове, скажите: «Молодец, умница!»,
сопровождая действия улыбкой и естественными жестами. Ребенок лучше поймет
искреннюю улыбку и радостное выражение лица, чем слова. Необходимо много
усердия и терпения, тогда у вас и вашего ребенка все получится.
Говорите с ребенком естественным голосом (не
громко и не по слогам), не быстро и чуть напевно. Используйте в речи правильные
грамматические формы.
Главное заинтересовать ребенка.
Целенаправленные занятия по тренировке слухового
восприятия обладают преимуществом, т.к. позволяют подобрать нужные звуковые
сигналы и структурировать процесс обучения. Главное сделать это интересным и
веселым занятием для ребенка. В первые дни после подключения процессора КИ
самая простая задача для ребенка - восприятие «появления» звука, потому что он
сам создаст звук и может наблюдать его влияние на других (например, он бьет в
барабан, а взрослый, притворяющийся спящим, с испугом просыпается). В такой же
игровой форме у ребенка развивают способность опознавать разные качества звуков
(громкий/тихий, длинный/короткий, один/много звуков), узнавать разные звучащие
игрушки (погремушки, дудки, свистки, пищалки, ксилофон и пр.), узнавать
звукоподражания (мяу, гав, пи-пи и др.) и слова литературного языка (киска,
собачка, мышка и др.) с разной и одинаковой слоговой структурой.
Необходимо вести развитие дыхания (увеличение
силы и длительности выдоха, формирование направленной воздушной струи - дутье в
дудки, надувание щек, шариков или мыльных пузырей, сдувание комка ваты или карандаша
и пр.), проводить тренинг артикуляторных органов (движение кончика языка в
разные стороны с открытым ртом, поочередное открывание и закрывание рта,
облизывание языком верхней и нижней губы и др.).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2020
Дата обновления: 16.02.2022
Дата публикации: 24.10.2020