Образовательный проект " Календарь Солнышка"

10.02.2019

ВВЕДЕНИЕ

 

Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла, то многое бы рассказала!

 

   Славянская народная культура оставила своё наследство, большая часть которого не была изучена, а значит, постепенно происходит её утрата. И чтобы полностью не потерять то, что оставили нам наши предки, нужно почаще обращаться к народным обычаям, традициям, мифологии и изучать их. Ведь, не зная прошлого, не имеешь будущего!

   Неслучайно в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире в апреле 2013 года указом президента РФ 2014 год объявлен   в России Годом культуры

 

   В настоящее время современное общество часто предпринимает попытки осознать свою историю, придать ей колорит некой самобытности. В наше время остро стоит вопрос самоидентификации российской истории, а вместе с этим, и русского человека.

Изучение древних славянских верований и обычаев в последнее время становится делом исторически значимым. Культура предков-славян – это наши корни. Понять эту культуру, а также выявить ее влияние на обряды и традиции современной России можно только с учетом анализа древнего языческого миропонимания.

   История славян причудлива и полна загадок. Материальных свидетельств глубочайшей древности сохранилось очень мало. Вот так и случилось, что лишь негромкие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир славянской мифологии. 

   Славянская мифология представляла собой поэтические воззрения на природу. Эта мифология возникала удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она была чужда всего иррационального, сверхчувственного и являла обобщение народной  мудрости. 
Традиционные праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую суть и значение. Обряды, которые совершали когда-то в старину наши великие предки призваны обеспечить мирное сосуществование и лад с Матушкой ПриРОДой, связь с нашими РОДными славянскими Богами. Солнце же издавна особо почиталось у славян как символ и источник жизни на земле, дающий тепло и свет всему живому.  Кологод у славян разделён четырьмя временами года (зима, весна, лето, осень), в каждом из которых особо отмечаются великие праздники:  2солнцестояния (солнцеворота) зимой и летом - время когда перерождается Солнце: старое Солнце угасает, но его место занимает новое - нарождающиеся, молодое и 2 равноденствия (весной и осенью).

   Бог солнца имел у славян четыре имени по числу времен года. 
1) Зимнее слабенькое солнце, всходящее утром после самой долгой Ночи зимнего солнцестояния (это начало астрономической зимы), они считали Солнцем-младенцем и называли Коляда. 
2) Весеннее крепчающее солнце после Дня весеннего равноденствия (начало астрономической весны) называлось Солнце-юноша Ярило. 
3) После Дня летнего солнцестояния (начало астрономического лета) солнце обращалось в могучее Солнце-мужа Купайлу. 
4) После осеннего равноденствия (начало астрономической осени) солнце слабело, тепла от него становилось все меньше и меньше, и его считали мудрым Солнцем-стариком Световитом. 

 Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными славянскими праздниками наших предков и заняли основополагающее место в старославянском  природном календаре.

   Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить.

   Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.
Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года.

Древние славяне воспринимали окружающий мир не так, как делаем это мы. Их мир был таинственным,  живым, наполненным волшебством.  Человек чувствовал себя бессильным перед природой и ее стихиями; пытаясь понять их суть, раскрыть механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии, он составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами.   Для того, чтобы оградиться от всевозможных несчастий,  ненужных воздействий славянами активно использовались различные обереги

Славяне общались с миром на языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище.  Каждый  узор на одежде, орнамент в декоре дома имел определенный смысл и играл роль оберега.
Близкие нам по культуре и доступные для изготовления – это Обереги Куклы-Берегини. Берегини – это очень древний славянский амулет который нашел свое отражение даже в старых русских сказках, как незаменимый помощник не только деткам но взрослым. Отголоски Берегинь мы встречаем и в деревнях, когда стилизованную куклу “Феклу”, наши бабушки садили сначала на самовар, а потом уже на вполне современный запарник.

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Знакомство с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде, с истоками образного языка, с древними образами и символами помогает понять и полюбить Народное искусство России.

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в наш быт и продолжает развиваться, сохраняя и преумножая культурно-историческое богатство страны, которое своими корнями уходит в далёкое прошлое.

В связи с ростом объёма знаний и увеличением нагрузки воспитанников в области предметов гуманитарного и естественно - научного цикла, а также снижением познавательного интереса к предметно-практической деятельности детей, возникает потребность в создании образовательных программ в области декоративно-прикладного творчества.

Педагогами  МБДОУ «Детский сад №7 « Мишутка»  разработан и успешно реализуется образовательный проект «Календарь Солнышка».

Участники данного образовательного проекта знакомятся с земледельческой культурой русского народа, с земледельческим календарём, в основе которого лежат природные циклы, особые даты летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Эти основные точки – приметные дни – служили нашим предкам «красными» маркерами смены времен года, от которых зависит поведение объектов живой природы. Обрядовым наполнением земледельческого календаря являются праздники, приуроченные  к событиям происходящим в природе в разное время. Воспитанники в рамках данного проекта не только познакомятся с жизнью и бытом славян, но и станут участниками народных  праздников. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства патриотизма, осознанию своих родовых корней.

 

1. Пояснительная записка.

1.1. Обоснование выбора этнокультурного направления деятельности ДОУ.

 

Разрушение национальной культуры, духовных устоев русской нации привело к утрате национальной государственности, деформации русского менталитета. Появился ряд качеств, не соответствующих русским традициям: стремление жить не работая, за чужой счёт, безнравственность, цинизм, антипатриотизм, неуважительное отношение к старшим, социальная апатия, безразличие к людям, жесткосердие. Огромная масса русских людей имеет сегодня этнически нивелированное сознание, говорит на искалеченном национальном языке, без меры засорённом иностранными словами. Такая ситуация лишает страну исторической перспективы.

Опыт многих держав мира показывает, что одним из существенных условий экономического и социального возрождения является восстановление национальной культуры.

Национальное самосознание сохраняется там, где его развитием занимаются с детства, так как у детей ценностные, эстетические, поведенческие, творческие эталоны только формируются и очень важно, чтобы они складывались в соответствии с содержанием и структурой культурно-генетической памяти.

В настоящее время проблема восстановления и сохранения культурных основ жизни народа привлекает внимание всё более широких слоёв общества, так как «забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем». ( Лихачёв Д. С. )

Цель проекта: восстановление органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру, развитие национального самосознания на основе приобщения к традиционной народной культуре и формирование черт русского характера.

Главным моментом в работе по данному проекту является организация совместной деятельности педагога с детьми, потому что традиционная народная культура транслируется не через обучение и научение, а через совместное проживание движения к поставленной цели.

У детей в дошкольном возрасте расширяется и перестраивается система взаимоотношений со взрослыми, усложняются виды деятельности, взрослый является для ребёнка носителем общественного способа выполнения действий. У дошкольников появляется произвольность психических процессов, целенаправленность поведения, обостряется чувствительность, формируется активная речь, расширяется словарный запас. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущая потребность узнать новое и рассказать об этом. Интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, они становятся осознанными.

Обращение данного проекта к традиционной народной культуре как средству воспитания детей объясняется его внутренним содержанием, его природой: во-первых  в его основе лежат природные циклы, особые даты летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Эти основные точки – приметные дни – служили нашим предкам «красными» маркерами смены времен года, от которых зависит поведение объектов живой природы, он тесно переплетается с трудовой и бытовой деятельностью людей; во-вторых, предполагает активное участие каждого человека в созидательной деятельности; в-третьих, через систему обычаев, обрядов,, ритуалов происходит передача и реализация накопленного опыта, то есть национального наследия от поколения к поколению.

Основными видами деятельности в проекте являются труд, овладение простейшими видами бытовых навыков, ознакомление с народными обычаями и промыслами, словесным художественным и музыкальным творчеством через игру, развлечения, праздники, расширение представлений об окружающем мире.

 

1.2. Содержательные линии Проекта.

 

а) Создание окружающей обстановки, способствующей усвоению элементов русского быта, пробуждающей душу ребёнка и воспитывающей в нём чувство красоты, любознательности, интереса, национального самосознания.

 

б) Проживание по годовому календарному кругу, с помощью которого осознаётся органическая связь человека с природой, осуществляется межвременная связь через общность жизненных ритмов и миропонимание, связь между поколениями, поддерживается этническое единство.

в) Широкое использование фольклора во всех его проявлениях, который является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

г) Активное освоение материалов народной игровой культуры, которые могут быть использованы в самых разных целях: активизация памяти, внимания, мышления; подготовка к определённым видам деятельности и социальным ролям, обогащения внутреннего мира детей.

д) Приобщение к традиционным народным праздникам через эмоционально заинтересованное участие в них.

е) Воспитание любви к родному краю, так как без этого невозможно воспитать настоящего гражданина и это даёт дополнительные возможности самоопределения и саморазвития, востребованные в Уральском регионе.

ж) Ознакомление с народным декоративно – прикладным творчеством, как эталоном гармонии и красоты.

з) Приобщение к произведениям классиков русской литературы и истории России.

 

и) В работе с семьёй:

-          формирование открытых, доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами;

-          ознакомление родителей с народными правилами воспитания: деликатное, но настойчивое стремление к достижению того отношения к ребёнку, которое было выработано вековой русской крестьянской семейной традицией и сегодня сохраняющее своё высокое жизненно насущное значение,

·           как помощнику в общем домашнем семейном труде;

·           как будущему наследнику духовных и материальных родительских благ;

·           как опоре в старости, осознанно и заботливо выполняющему свой долг перед родителями, стариками;

·           ненавязчивое, естественное использование семейных традиций в жизни детского сада;

Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитательная задача проекта состоит в освоении и формировании национального мировоззрения, в реализации идеи национального характера воспитания, в формировании фундаментальных общечеловеческих нравственных устоев, которые в будущем станут основой национального достоинства личности и позволят с честью представить свою Родину в так широко открытых теперь межнациональных отношениях.

 

Ценные смыслы Проекта:

1.        Формирование у детей чувства любви к своему народу, своему дому, Уралу и России.

2.    Формирование природоохранного поведения, основанного на традиционной нравственности.

3.    Укрепление семейных взаимоотношений и восстановление межпоколенных связей в лучших русских традициях.

4.        Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5.        Обогащение души ребёнка средствами народного искусства.

6.        Обогащение речи детей точным по смыслу, образным, лаконичным, фольклорным языком.

7.        Создание в педагогическом коллективе здоровой, живой, творческой атмосферы, тесных и доверительных отношений между взрослыми и детьми в духе общинных традиций русского народа, как главного условия успешного решения поставленных задач.

      1.3. Принципы построения Проекта.

 

Проект называется « Календарь Солнышка», так как он не знает разрывов на каникулы и тем самым более органично связан с жизнью ребёнка и природы. Это очень важный момент периода детства.

Здесь закладываются первые объективные истины в представлениях человека об окружающем мире: мир существует по своим законам, которые управляют и моим образом жизни в труде, одежде, пище, самочувствии, развлечениях. Эти законы необходимо знать и считаться с ними. Так сформулировался первый принцип народной педагогики - принцип природосообразности воспитания детей. Именно он должен управлять отношениями человека и природы. Без этой основы никогда не будут работать даже самые совершенные экологические программы.

Проект «Календарь Солнышка» закладывает в сознание ребёнка неизбежность повторяемости времён года и природных явлений, связанных с этим. Отсюда возникает другой принцип народной педагогики - принцип повтора в круговороте событий жизни и первое осознание связи неизменного и изменяемого в движении времени и своего взросления от года к году. На этом и строится усложнение и обогащение содержания Проекта «Календарь Солнышка»

Третий принцип построения Проект «Календарь Солнышка»» заключается в том, что он не рассчитана на механическое выполнение, но даёт лишь «природную основу» творческой деятельности каждого сотрудника ДОУ от заведующего до повара, но прежде всего - для педагога и самого ребёнка. В этом гарантия раскрытия индивидуального потенциала каждого воспитанника - физического, умственного, художественного, но в рамках разумно спланированной педагогической деятельности, с учётом современных психолого - педагогических достижений. Так естественно связывается прошлое с настоящим, непреходящее с изменчивым, личное с коллективистским и т.д.

Этнокультурное направление, избранное ДОУ  в качестве ведущего направления педагогической деятельности по природе своей интегративно ( четвёртый принцип ). Это предполагает и целевое формирование педагогического коллектива, все члены которого открыты для реализации общего для ДОУ направления работы, для творческого общения, содружества, соучастия, в которых профессиональное и личное слиты воедино. Это также продолжает старейшие русские традиции общинного уклада жизни и отношений между людьми.

 

1.4. Структура Проекта

 

Структура Проекта выросла также из естественного деления года на месяцы, где каждый период времени года имеет своё образное, но связанное с конкретными природными, обрядовыми, бытовыми основаниями тематическое название. Эта содержательная, организующая идея придаёт целостность разнообразию и многогранности жизни детей в ДОУ, которые не в состоянии обеспечить современный, особенно городской, семейный уклад.

Основа структуры Проекта « Календарь Солнышка» » - мир, в пространстве которого проходит жизнь ребёнка в детстве - это ближний, доступный ему мир дома, и дальний, незнакомый мир его окружения, мир природы.

В проекте представлены следующие разделы:

·                              Быт, обычаи, традиции, народные промыслы.

·           Досуг, игры, развлечения, праздники.

·           Устное народное и литературное творчество.

·           Музыкальное творчество.Хочу такой сайт

·           Мир природы

 

Тематическая направленность структуры проекта  служат руководством для подбора дидактического материала, а принципы народной педагогики определяют методики его освоения.

 

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тематический план Проекта  «Календарь Солнышка» фиксирует лишь некоторые важнейшие повторяющиеся из года в год явления и события природно-земледельческого календаря, которые особенно почитались и были любимы народом.

Его назначение – дать целостное представление об основном этнокультурном направлении .

Реализация данного проекта реализуется с 2015 года

Проект включает в себя ряд образовательных форм практического освоения традиционной народной культуры:

·                    Реализация модуля «Берегиня», реализуемого в части, формируемой участниками образовательных отношений  основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №7 «Мишутка», (старшая, подготовительная группы);

·                    Образовательная деятельность  каждой возрастной группы в рамках разделов проекта.

·                    Фольклорные народные праздники, в рамках проекта «Календарь Солнышка»:

- «Осенины» -октябрь

- «Кузьминки», « Зиновий-синичник» - ноябрь

- «Калядки» - январь

- «Кудесы» - февраль

- «Комоедица»- март

- «Марья- Зажги снега»- апрель

- « Арина – рассадница»- май

- « Иван Купайла»- июнь

-« Спасы»- август

·                       Выставки:

- Оберег- «Крупеничка»

- « Крашенки», да  «Писанки»

                                             

3.    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ В РАМКАХ РЕЗДЕЛОВ ПРОЕКТА

Пример: Старшая группа

 Тема 10-25 декабря Тема «Спиридонсолнцеворот»

 

Окружающий мир

Мир дома

прогулка

труд

народные

промыслы, обычаи, традиции, быт

досуг, игры,

развлечения,

устное народное

и литературное творчеством

музыкальное

творчество

Наблюдения за зимними явлениями в живой и неживой природе: наступили сильные морозы, часто идет снег; за птицами.

Наблюдения за солнцем.

Закликание солнца:
«Солнышко, повернись,
Красное, разожгись!
Красное солнышко,
В дорогу выезжай!»

Подкормка птиц.

Изготовление святочных масок.

Изготовление оберега Коза и козлик.

Рассказ-беседа «Здравствуй, зимушка-зима».

«Коляда отворяй ворота» (рассказ о Рождестве, колядовании). Обычаи русского гостеприимства.

 

Вечерочные игры «Як скакала коза», «Олень», «Шел козел дорогою»,.

Чтение сказки «Проказы старухи-зимы».

Заучивание колядок,

 закличек солнцу.

Чтение стихов

Разучивание танцев-игр «Растяпа», с метелкой.

Слушание русской народной песни «По улице да по широкой».

 

4.      ИТОГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

У детей должно сформироваться:

-     чувство родства со своим народом, нацией, страной;

-     представление о мире народной культуры на уровне эмоционального переживания и игры;

-     представление о наиболее известных сюжетах и образах русского фольклора, его поэтике и лексике, природном и бытовом мире, окружающем его героев;

-     понимание закономерностей между явлениями живой и неживой природы и жизнедеятельностью человека;

-     знание особенностей народных праздников и овладение некоторыми нормативами обрядовых действий;

-     интерес к народному декоративно-прикладному искусству, народной игрушке;

-     знание основных дат народного земледельческого календаря;

5.  УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.1 Круглый год. Народное погодоведение, сост. Некрылова А.Ф., Челябинск: 1996.

1.2 Новицкая М.Ю., Введение в народоведение. Народный календарь (аудио-, видеоматериал), вып.1.

1.3 Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть, сост. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М., М, 1995.

2.   Дидактические материалы:

2.1 Изделия народного декоративно-прикладного искусства: хохломские, уральские, каслинские, берестяные, из поделочных камней.

2.2 Народные игрушки: филимоновские, дымковские, богородские, матрешки.

2.3 Предметы быта, одежды.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».