Музей народной куклы

02.08.2021


«В России тьма традиций разных,

Но о такой не грех узнать:

Чтоб каждый месяц, каждый праздник

С особой куклою встречать…»


Народный календарь дневник жизни.

Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Он существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

Календарь русского народа – явление удивительное, он отражал в себе видение того мира, в котором поколения за поколениями жили наши предки. Наши предки считали, что вселенная состоит из двух миров – природы и человеческой общины. Оба мира, сосуществуя, оказывали влияние друг на друга: они могли проникать друг в друга, открывать свои ворота и объединяться в один мир, наделять живущих в них силой и благом или нести болезни и печали. С одной стороны, природа с ее светилами – солнцем и луной – во многом определяла жизнь крестьянина. Не вовремя посеянные хлеба не взойдут или окажутся полыми так же, как и не собранный в нужное время урожай может пропасть под осенними дождями. С другой стороны, крестьянин своими действиями добавлял сил нарождающемуся солнцу, приглашал весну в свой дом или прогонял холодную зиму.

Быт крестьянина русской деревни был заполнен тяжелым каждодневным трудом.        Но       иногда            будни             сменялись      разгульными             деревенскими праздниками. Именно ряд праздников крестьянского года стали основой народного календаря, направленного на поддержание порядка в обоих мирах. Позже христианство пришло на русскую землю со своим календарем святцами, каждый день был посвящен какому-нибудь святому. Непривычные имена святых люди толковали на свой лад. За многими святыми закрепились меткие народные прозвища, отражающие состояние природы или важные дела        крестьян: св.  Спиридон–                Спиридон-солнцеворот, св.            Евдокия         Авдотья-весновка. И так по всему календарю. Их иконописные лики стали покровителями, помощниками в нуждах и заботах земледельца, церковные  праздники народ сблизил со старыми традициями.

Традиционные праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую суть и значение. Обряды, которые совершали когда-то в старину наши великие предки призваны обеспечить мирное сосуществование и лад с Матушкой ПриРОДой, связь с нашими РОДными славянскими Богами. Солнце же издавна особо почиталось у предков, как символ и источник жизни на земле, дающий тепло и свет всему живому и называли его Коло.  Кологод у славян был  разделён четырьмя временами года (зима, весна, лето, осень), в каждом из которых особо отмечаются великие праздники:  2солнцестояния (солнцеворота) зимой и летом - время когда перерождается Солнце: старое Солнце угасает, но его место занимает новое - нарождающиеся, молодое и 2 равноденствия (весной и осенью).

   Бог солнца имел у славян четыре имени по числу времен года. 
1) Зимнее слабенькое солнце, всходящее утром после самой долгой Ночи зимнего солнцестояния (это начало астрономической зимы), они считали Солнцем-младенцем и называли Коляда
2) Весеннее крепчающее солнце после Дня весеннего равноденствия (начало астрономической весны) называлось Солнце-юноша Ярило
3) После Дня летнего солнцестояния (начало астрономического лета) солнце обращалось в могучее Солнце-мужа Купайлу
4) После осеннего равноденствия (начало астрономической осени) солнце слабело, тепла от него становилось все меньше и меньше, и его считали мудрым Солнцем-стариком Световитом

 Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными славянскими праздниками наших предков и заняли основополагающее место в старославянском  природном календаре. Хочу такой сайт

   Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить.

   Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.
Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года.

Древние славяне воспринимали окружающий мир не так, как делаем это мы. Их мир был таинственным,  живым, наполненным волшебством.  Человек чувствовал себя бессильным перед природой и ее стихиями; пытаясь понять их суть, раскрыть механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии, он составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами.   Для того, чтобы оградиться от всевозможных несчастий,  ненужных воздействий славянами активно использовались различные обереги

Славяне общались с миром на языке оберегов – предметов, украшений, узоров, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище.  Каждый  узор на одежде, орнамент в декоре дома имел определенный смысл и играл роль оберега.
Близкие нам по культуре и доступные для изготовления – это Обереги Куклы-Берегини. Берегини – это очень древний народный амулет который нашел свое отражение даже в старых русских сказках, как незаменимый помощник не только деткам но взрослым. Отголоски Берегинь мы встречаем и в деревнях, когда стилизованную куклу “Феклу”, наши бабушки садили сначала на самовар, а потом уже на вполне современный запарник.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает тряпичная кукла. Она была и детской игрушкой, и оберегом, и элементом праздничных обрядов. Каждая кукла имела свои отличия и изготавливалась к определенным праздникам и в определенные месяца года.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Традиционная народная кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: посева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. В глубокой древности кукла выполняла чрезвычайную миссию, заменив собой человеческие жертвоприношения. На праздниках стали приносить в жертву богам традиционных кукол-чучел, которые носили свои имена: Масленица, Кострома, Коляда.

Время изготовления обрядовых народных кукол зависело от времени ритуала. Кукол обычно делали перед традиционными праздниками. По обычаю обрядовых русских кукол изготавливали женщины, так как с древнейших времен, еще с эпохи матриархата женщина является основной хранительницей домашнего очага и народных традиций. Таких кукол изготавливали по строгим правилам, без использования иголок и ниток. Обычно обрядовых народных кукол делали для определенного ритуала, и поэтому когда они выполняли свое предназначение их сжигали (Масленица, Коляда), топили (Купавка), закапывали в землю (Лихоманки, Кострома, Кукушечка) или отдавали играть детям.

Педагогами  с 2016 года разработан и успешно реализуется образовательный проект «Календарь Солнышка» , который является частью, формируемой участниками образовательных отношений Образовательной программы МБДОУ «Детский сад №7 «Мишутка»  . Реализация проекта осуществляется через образовательные формы практического освоения традиционной народной культуры. Образовательная деятельность строится по принципу комплексно тематического построения в виде «Тематической недели». На каждую тематическую неделю разрабатывается конструкт  в соответствии с требованиями ФГОС(включающий все образовательные области и все виды деятельности). Образовательный проект «Календарь Солнышка» и конструкты тематических недель («Осенины», «Кузьминки», «Калядки», «Сретенье», «Кудесы», «Комоедица» «Герасим-грачевник», «Марья зажги-снега», «Арина-рассадница», «Зосимс-пчельник» и др.) По традиции тематические недели завершаются фольклорными праздниками: «Осенины», «Рождественские святки», «День рождение домового», «Масленница», «Сороки», «Купайло», «Спасы» и др.

В творческом тандеме с воспитателями создан Музей народной куклы. Все куклы являются авторскими и используются на фольклорных праздниках. Краткая историческая справка по каждой кукле и сказка представлены в «Сборнике сказок о народной кукле». Коллекция экспонатов постоянно пополняется, соответственно обновляется и Сборник сказок о народной кукле.

     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».