Порядок межведомственного взаимодействия 188-ПП

3
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Свердловской области
от 02.04.2020 № 188-ПП
«Об утверждении Порядка
межведомственного взаимодействия
органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных
организаций, расположенных
на территории Свердловской
области, по выявлению и учету
несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном
положении, организации
индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетними
и семьями, находящимися
в социально опасном положении»

ПОРЯДОК
межведомственного взаимодействия органов
и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных
на территории Свердловской области, по выявлению и учету
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении,
организации индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними и семьями, находящимися
в социально опасном положении
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий порядок определяет общие условия организации деятельности
органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних Свердловской области (далее – органы и учреждения системы
профилактики) при выявлении и учете несовершеннолетних и (или) семей,
находящихся в социально опасном положении, организации комплексной
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или)
семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществления
межведомственного взаимодействия при работе с несовершеннолетними и (или)
семьями, находящимися в социально опасном положении.

4
2. Настоящий порядок разработан в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации,
федеральными законами от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» и от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1999 года
№ 120-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240
«Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении
Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их
прав», распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017
№ 520-р, Областным законом от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка», Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ
«О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в Свердловской области» (далее – Закон Свердловской области от 28 ноября
2001 года № 58-ОЗ), постановлениями Правительства Свердловской области
от 07.12.2005 № 1043-ПП «Об образовании территориальных комиссий
Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав»
и от 20.10.2009 № 1522-ПП «О Концепции реализации государственной семейной
политики в Свердловской области на период до 2020 года», распоряжением
Правительства Свердловской области от 26.02.2018 № 80-РП «Об утверждении
межведомственного плана мероприятий по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних на 2018–2020 годы».
3. Основными целями деятельности органов и учреждений системы
профилактики при работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися
в социально опасном положении, являются профилактика детского и семейного
неблагополучия,
предупреждение
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
4. Основными задачами деятельности органов и учреждений системы
профилактики при работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися
в социально опасном положении, являются:
1) реализация единых подходов при осуществлении выявления, постановки
на
персонифицированный
учет,
оформления
документов,
ведения
делопроизводства, внесения данных в информационную систему в сфере
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в Свердловской области (далее – АИС «Подросток»), организации комплексной
индивидуальной профилактической работы, снятия с учета несовершеннолетних
и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;
2) осуществление непрерывного сопровождения несовершеннолетних
и (или) семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся
в помощи государства, до устранения причин и условий, приводящих к социально
опасному положению, в том числе посредством оказания комплексной
медицинской, социальной, психологической, юридической, педагогической и иной
необходимой помощи;

5
3) повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов
и учреждений системы профилактики при реализации системы социальных,
правовых, психолого-педагогических и иных мер, направленных на социальнопедагогическую реабилитацию несовершеннолетних и (или) семей, находящихся
в социально опасном положении;
4) обеспечение адресного подхода в организации и проведении
реабилитационных и коррекционных мероприятий с несовершеннолетними и (или)
семьями, находящимися в социально опасном положении;
5) ведение мониторинга деятельности специалистов органов и учреждений
системы профилактики по коррекции реабилитации несовершеннолетних и (или)
семей, находящихся в социально опасном положении;
6) обеспечение контроля за реализацией индивидуальных программ
реабилитации и адаптации несовершеннолетних и (или) семей, находящихся
в социально опасном положении;
7) реализация мероприятий по защите прав и законных интересов
несовершеннолетних.
5. Деятельность органов и учреждений системы профилактики по работе
с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном
положении, осуществляется в соответствии со следующими основными
принципами:
1) межведомственное взаимодействие – определяет порядок формирования
отношений между органами и учреждениями системы профилактики посредством
координации их деятельности комиссиями по делам несовершеннолетних и защите
их прав;
2) распределение сфер ответственности – предполагает конкретных
исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках
ведомственной компетенции, выполнение которых необходимо для достижения
поставленных целей;
3) индивидуальный подход – реализуется путем осуществления
реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного
несовершеннолетнего и семьи;
4) законность – предусматривает соблюдение требований законодательства
Российской Федерации и законодательства Свердловской области;
5) комплексность – предполагает реализацию системного подхода в работе
с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном
положении, и воздействие на них с учетом экономических, правовых, социальных,
медицинских, педагогических и психологических аспектов;
6) максимальный учет интересов несовершеннолетнего;
7) конфиденциальность – предусматривает обеспечение защиты прав
и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том
числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной
тайны.
6. Для целей настоящего порядка применяются следующие понятия:
1) территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
прав Свердловской области (далее – территориальная комиссия) – коллегиальный

6
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
орган
системы
несовершеннолетних, осуществляющий деятельность на территориях отдельных
муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской
области, имеющий межведомственный характер формирования, созданный в целях
координации деятельности органов и учреждений системы профилактики
по предупреждению
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушений
и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению
причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению
и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий,
а также случаев склонения их к суицидальным действиям;
2) координация – обеспечение согласованности действий органов
и учреждений системы профилактики при выявлении и учете несовершеннолетних
и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, организации
комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними
и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении. Основными
формами координации являются:
проведение координационных совещаний, межведомственных совещаний,
круглых столов;
оперативный обмен информацией по вопросам, входящим в компетенцию
территориальной комиссии;
проведение совместных целевых профилактических мероприятий и рейдов;
заслушивание представителей органов и учреждений системы профилактики
на заседаниях территориальной комиссии;
создание рабочих групп для решения вопросов, входящих в компетенцию
территориальной комиссии;
проведение информационно-методических мероприятий для органов
и учреждений системы профилактики;
разработка и утверждение согласованных межведомственных планов
мероприятий по направлениям профилактической работы;
изучение деятельности органов и учреждений системы профилактики
по вопросам, входящим в компетенцию территориальной комиссии;
иные формы;
3) комплексная индивидуальная профилактическая работа – комплекс
мероприятий, отражающих согласованные действия органов и учреждений
системы
профилактики,
направленные
на
социально-педагогическую
реабилитацию несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально
опасном положении, и (или) предупреждение совершения ими правонарушений
и антиобщественных действий, которые реализуются на основании постановлений
территориальной комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи
находящимися в социально опасном положении в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося
в социально опасном положении, индивидуальной программой реабилитации

7
и адаптации семьи, находящейся в социально опасном положении, утвержденными
постановлениями территориальной комиссии;
4) выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся
в социально опасном положении, – комплекс профессиональных действий органов
и учреждений системы профилактики, иных организаций по установлению
факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних
и обусловливающих необходимость вмешательства с целью устранения причин
и условий социально опасного положения;
5) ведение персонифицированного учета – сбор, обработка и хранение
информации, получаемой от органов и учреждений системы профилактики,
о несовершеннолетних и (или) семьях, находящихся в социально опасном
положении, с помощью АИС «Подросток»;
6) документы персонифицированного учета – документы, оформляемые
органами и учреждениями системы профилактики при выявлении социально
опасного положения несовершеннолетних и (или) семей, формы и порядок
заполнения которых установлены настоящим порядком. К документам
персонифицированного
учета
относятся
карта
несовершеннолетнего,
находящегося в социально опасном положении, карта семьи, находящейся
в социально опасном положении.
7. Органы и учреждения системы профилактики, осуществляющие
выявление и учет несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально
опасном
положении,
организацию
комплексной
индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися
в социально опасном положении, несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации, в том числе за сохранение
конфиденциальности информации в отношении несовершеннолетних и (или)
семей, находящихся в социально опасном положении.
Глава 2. Порядок выявления несовершеннолетних
и (или) семей, находящихся в социально опасном положении
8. Органами и учреждениями системы профилактики, обеспечивающими
выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном
положении, на территории Свердловской области являются:
1) территориальные отраслевые исполнительные органы государственной
власти Свердловской области – управления социальной политики Министерства
социальной политики Свердловской области (в том числе органы опеки
и попечительства);
2) учреждения социального обслуживания населения Свердловской области
(центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального
обслуживания населения, реабилитационные центры для детей и подростков
с ограниченными возможностями, социально-реабилитационные центры для
несовершеннолетних, детские дома-интернаты);
3) органы местного самоуправления муниципальных образований,
расположенных на территории Свердловской области (далее – органы местного

8
самоуправления муниципальных образований), осуществляющие управление
в сфере образования;
4) государственные, муниципальные или частные образовательные
организации, в том числе:
дошкольные образовательные организации;
общеобразовательные организации;
организации дополнительного образования;
профессиональные образовательные организации;
5) государственные и муниципальные учреждения здравоохранения;
6) государственные казенные учреждения службы занятости населения
Свердловской области (далее – центры занятости населения);
7) органы по делам молодежи;
8) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные
учреждения по работе с молодежью;
9) Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации
по Свердловской области и подведомственные отделы полиции;
10) федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная
инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Свердловской области» и подведомственные учреждения (следственные
изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Деятельность по выявлению несовершеннолетних и (или) семей,
находящихся в социально опасном положении, осуществляется органами
и учреждениями системы профилактики в соответствии с их компетенцией
и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
и законодательством Свердловской области.
9. В деятельности по выявлению несовершеннолетних и (или) семей,
находящихся в социально опасном положении, могут принимать участие:
1) подразделения надзорной деятельности в территориальных органах
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
2) органы местного самоуправления муниципальных образований
и муниципальные учреждения, осуществляющие управление в сфере культуры;
3) государственные и муниципальные учреждения культуры;
4) органы местного самоуправления муниципальных образований
и муниципальные учреждения, осуществляющие управление в сфере физической
культуры и спорта;
5) государственные и муниципальные организации дополнительного
образования в сфере физической культуры и спорта;
6) организации спортивной подготовки;
7) граждане;
8) социально ориентированные некоммерческие организации, общественные
объединения;
9) иные органы и организации.
10. Источниками информации о наличии факторов социально опасного
положения являются:

9
1) сведения, полученные специалистами органов и учреждений системы
профилактики в ходе выполнения основных служебных обязанностей;
2) сведения, полученные в ходе ведомственных и межведомственных
профилактических мероприятий, рейдов и операций, проводимых органами
и учреждениями системы профилактики;
3) обращения
несовершеннолетних,
их
родителей
(законных
представителей), родственников;
4) сообщения от граждан, государственных, муниципальных и общественных
организаций в устной или письменной форме, а также с использованием телефонов
доверия, горячих линий;
5) сведения, полученные из средств массовой информации и (или)
размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иных
общедоступных источниках.
11. Обстоятельствами,
свидетельствующими
о
нахождении
несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, являются:
1) неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными
представителями) своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению,
защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе вследствие
употребления родителями (законными представителями) спиртных напитков,
наркотических (психотропных) веществ и (или) ведения асоциального образа
жизни, выражающееся в том числе в:
отсутствии у несовершеннолетних необходимой одежды и регулярного
питания, несоблюдении санитарно-гигиенических требований к уходу
за несовершеннолетними и проживанию несовершеннолетних;
отсутствии заботы о здоровье несовершеннолетнего, нравственном,
физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении,
обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, в том числе
вследствие болезни, бедности, неопытности родителей (законных представителей);
трате пособий, компенсаций и выплат, получаемых на содержание
несовершеннолетнего, в ущерб его интересам;
запрещении
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнему посещать образовательную организацию;
отказе родителей (законных представителей) от медицинской помощи,
обследования и лечения (в том числе стационарного) несовершеннолетнего при
наличии медицинских показаний, а также невыполнении рекомендаций врача,
приводящем к угрозе жизни и здоровью ребенка;
оставлении детей раннего возраста без присмотра родителей (законных
представителей);
наличии
случаев
рецидивов
отравлений
и
бытовых
травм
несовершеннолетних;
наличии у несовершеннолетнего гипотрофии 3–4 степени, выраженной
белково-энергетической
недостаточности,
не
обусловленной
тяжелой
соматической патологией;
невыполнении родителями (законными представителями) детей-инвалидов
индивидуальной программы их реабилитации;

10
проживании несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта членов
семьи с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые
проблемы, невыносимая нравственная атмосфера, тяжелая болезнь члена семьи,
неблагоприятные события в жизни семьи);
2) совершение несовершеннолетним административного правонарушения,
общественно опасного деяния, преступления, в том числе неоднократно (два
и более раза);
3) совершение
несовершеннолетним
противоправных
или
антиобщественных действий (попрошайничество, бродяжничество, проституция
и иное), в том числе участие несовершеннолетнего в деятельности организаций,
деятельность которых официально запрещена или ограничена законодательством
Российской Федерации;
4) совершение
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего
административного
правонарушения,
посягающего
на здоровье и общественную нравственность, общественный порядок
и общественную безопасность, либо преступления против личности,
собственности, общественной безопасности и общественного порядка, в том числе
неоднократно (два и более раза);
5) жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных
представителей), членов семьи, родственников или лиц, проживающих совместно
с ними, но не являющихся родственниками, выражающееся в том числе в:
физическом насилии – преднамеренном нанесении ребенку физических
повреждений, а также телесных наказаний, наносящих ущерб физическому или
психическому здоровью несовершеннолетнего;
сексуальном насилии или развращении несовершеннолетнего;
эмоциональном или психологическом насилии – однократном или
многократном воздействии на ребенка, его отвержении со стороны родителей
(законных представителей) и других взрослых, вследствие чего у ребенка
нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации
(в том числе в угрозах в адрес ребенка, оскорблениях и унижении его достоинства,
открытом неприятии и постоянной критике, игнорировании основных нужд
ребенка в безопасном окружении, родительской любви, предъявлении чрезмерных
требований, не соответствующих его возрасту или возможностям, психическом
воздействии, вызвавшем у ребенка психическую травму, преднамеренной
изоляции ребенка, лишении его социальных контактов);
иных проявлениях жестокого обращения с несовершеннолетним;
6) самовольные уходы несовершеннолетних из семей, образовательных
и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) наличие
у
несовершеннолетних
аддикций,
приобщение
несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, немедицинскому
потреблению
наркотических,
токсических,
психотропных
и
других
сильнодействующих, одурманивающих веществ;
8) систематические пропуски занятий в образовательных организациях
и (или) неаттестации по нескольким предметам общеобразовательной программы

11
вследствие ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями)
обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних;
9) поступление
(обращение)
в
медицинские
организации
несовершеннолетних, в отношении которых имеются достаточные основания
полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;
10) попытки совершения суицидов несовершеннолетними;
11) несвоевременное и (или) позднее обращение за медицинской помощью
родителей ребенка;
поведение
родителей
(законных
12) стойкое
антиобщественное
представителей), злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими
средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие
проституцией,
неоднократное
совершение
преступлений
и
других
правонарушений;
13) совершение преступления в отношении несовершеннолетнего.
12. Информация о выявлении факторов (признаков) нахождения
несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении, нарушении
прав и законных интересов несовершеннолетних, для устранения которых
требуется организация межведомственного взаимодействия, поступающая
в органы и учреждения системы профилактики, указанные в части первой
пункта 8 настоящего порядка, независимо от того, в какой форме она поступила
(устной (по телефону или лично) или письменной), регистрируется в журнале
регистрации сообщений о выявлении фактов (признаков) нахождения
несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении, нарушении
прав и законных интересов несовершеннолетних (далее – журнал) по форме
согласно приложению № 1 к настоящему порядку, если иное не предусмотрено
ведомственными нормативными правовыми актами органов и учреждений системы
профилактики.
Руководителем органа и учреждения системы профилактики определяется
лицо, ответственное за регистрацию поступающей информации, устанавливается
порядок действий сотрудников по организации проверки, оформления документов
персонифицированного учета.
13. Органы и учреждения системы профилактики, получившие информацию
о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи
в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов
несовершеннолетних, в течение трех рабочих дней проводят проверку
поступившей информации во взаимодействии с другими органами и учреждениями
системы профилактики в соответствии с их компетенцией в целях получения
объективных сведений о нахождении несовершеннолетних и (или) семей
в социально опасном положении.
При этом в исключительных случаях указанный в части первой настоящего
пункта срок проверки может быть продлен по решению руководителя органа
и учреждения системы профилактики до десяти рабочих дней.
Результат проверки поступившей информации о наличии фактов (признаков)
нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении
фиксируется в журнале.

12
В случае если факты (признаки) нахождения несовершеннолетнего и (или)
семьи в социально опасном положении, нарушения прав и законных интересов
несовершеннолетнего не подтвердились, материалы проверки остаются в архиве
органа и учреждения системы профилактики, осуществлявших проверку
информации.
Вся информация о фактах (признаках) нахождения несовершеннолетнего
и (или) семьи в социально опасном положении, нарушении прав и законных
интересов несовершеннолетнего хранится в соответствии с порядком,
обеспечивающим ее конфиденциальность.
14. При подтверждении информации о выявлении фактов (признаков)
нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении, нарушении
прав и законных интересов несовершеннолетнего органами и учреждениями
системы профилактики, проводившими проверку указанной информации,
в течение трех рабочих дней оформляется и направляется в структурное
подразделение исполнительного органа государственной власти Свердловской
области, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии и организацию
контроля за выполнением ее решений органами и учреждениями системы
профилактики (далее – подразделение, обеспечивающее деятельность
территориальной
комиссии),
письменное
заключение,
подписанное
руководителем, с приложением заполненной карты несовершеннолетнего,
находящегося в социально опасном положении, по форме согласно
приложению № 2 к настоящему порядку и карты семьи, находящейся в социально
опасном положении, по форме согласно приложению № 3 к настоящему порядку.
15. При подтверждении информации о выявлении фактов (признаков)
нахождения семьи в социально опасном положении органами и учреждениями
системы профилактики, проводившими проверку указанной информации,
в течение трех рабочих дней оформляется и направляется в подразделение,
обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, письменное
заключение, подписанное руководителем, с приложением заполненной карты
семьи, находящейся в социально опасном положении, по форме согласно
приложению № 3 к настоящему порядку.
16. Органы и организации, участвующие в деятельности по выявлению
несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении,
указанные в пункте 9 настоящего порядка, о выявлении фактов (признаков)
нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении,
нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего информируют
подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной комиссии.
17. При выявлении признаков нахождения в социально опасном положении
несовершеннолетнего и (или) семьи, не проживающих на территории
муниципального образования, где они были выявлены, органы и учреждения
системы профилактики, выявившие признаки нахождения в социально опасном
положении несовершеннолетнего и (или) семьи, информируют подразделение,
обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, по месту жительства
несовершеннолетнего.

13
Документы
персонифицированного
учета
заполняются
органами
профилактики
по
месту
жительства
и
учреждениями
системы
несовершеннолетнего.
В случае если несовершеннолетний и (или) семья не зарегистрированы
по месту выявления признаков нахождения в социально опасном положении, но
фактически постоянно там проживают, профилактическая работа осуществляется
по месту фактического проживания во взаимодействии с подразделением,
обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, по месту регистрации
несовершеннолетнего и (или) семьи (в пределах Свердловской области).
Если несовершеннолетний и (или) семья, имеющие признаки нахождения
в социально опасном положении, не зарегистрированы на территории
Свердловской области, то осуществляется переписка с комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав по месту регистрации в пределах
Российской Федерации.
В случае если место жительства несовершеннолетнего, имеющего признаки
нахождения в социально опасном положении, не установлено, индивидуальная
профилактическая работа осуществляется по месту выявления и дальнейшего
устройства несовершеннолетнего.
В случае если место жительства семьи, имеющей признаки нахождения
в социально опасном положении, не установлено, индивидуальная
профилактическая работа осуществляется по месту выявления семьи.
В случае обнаружения ситуаций, предусмотренных статьей 9 Федерального
закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, орган и учреждение системы профилактики
незамедлительно передают сведения о выявленных фактах и обстоятельствах
в соответствующий орган, установленный статьей 9 Федерального закона
от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ.
В случае получения информации о преступлении, совершенном
несовершеннолетним, а также в отношении него, информация направляется
в органы внутренних дел.
Глава 3. Порядок признания несовершеннолетнего и (или) семьи
находящимися в социально опасном положении, организации системы
персонифицированного учета несовершеннолетних и (или) семей,
находящихся в социально опасном положении
18. Организация и ведение системы персонифицированного учета
несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении,
осуществляются
подразделением,
обеспечивающим
деятельность
территориальной комиссии, в соответствии со статьей 9 Закона Свердловской
области от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ с использованием АИС «Подросток».
19. Документы персонифицированного учета, поступившие в подразделение,
обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, в соответствии
с пунктами 14 и 15 настоящего порядка, подлежат регистрации в АИС «Подросток»
в течение одного рабочего дня и предварительному рассмотрению на заседании

14
территориальной комиссии, но не позднее чем в течение пятнадцати календарных
дней со дня их регистрации.
20. Подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной
комиссии, осуществляет подготовку к рассмотрению на заседании
территориальной комиссии поступивших документов персонифицированного
учета, в том числе при необходимости в течение трех рабочих дней формирует
запросы о предоставлении дополнительной информации в органы и учреждения
системы профилактики, иные органы и организации.
С целью получения дополнительных сведений о наличии признаков
нахождения несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении
подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии,
может осуществляться сбор следующих документов:
1) копий документов, удостоверяющих личности, степень родства;
2) документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей
в воспитании и содержании несовершеннолетнего;
3) сведений из образовательной организации, иных организаций, которые
посещает несовершеннолетний;
4) сведений о регистрации по месту жительства или месту пребывания
несовершеннолетнего и (или) семьи и характеристик жилой площади;
5) обзорных справок, объяснений, актов обследования жилищно-бытовых
и материальных условий семьи;
6) сведений о привлечении к административной и (или) уголовной
ответственности членов семьи;
7) характеристик с места жительства и/или места работы родителей
(законных представителей), места работы несовершеннолетних;
8) иных документов.
21. Органы и учреждения системы профилактики представляют информацию
о несовершеннолетнем и (или) семье, имеющих признаки нахождения в социально
опасном положении, в соответствии с запросом подразделения, обеспечивающего
деятельность территориальной комиссии, в срок, не превышающий пять рабочих
дней со дня получения запроса.
22. Рассмотрение вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи
находящимися в социально опасном положении на заседании территориальной
комиссии обеспечивается подразделением, обеспечивающим деятельность
территориальной комиссии, в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня
первичного рассмотрения на заседании территориальной комиссии документов
персонифицированного учета.
В исключительных случаях срок рассмотрения вопроса о признании
несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном
положении может быть продлен до тридцати календарных дней.
При рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетнего
находящимся в социально опасном положении на заседание территориальной
комиссии приглашаются несовершеннолетний и его родители (законные
представители). В случае неявки на заседание территориальной комиссии

15
несовершеннолетний, его родители (законные представители) уведомляются
о принятом территориальной комиссией решении в письменной форме.
При рассмотрении вопроса о признании семьи находящейся в социально
опасном положении приглашаются родители (законные представители)
несовершеннолетних и при необходимости несовершеннолетние, другие члены
семьи. В случае неявки на заседание территориальной комиссии родители
(законные представители) уведомляются о принятом территориальной комиссией
решении в письменной форме.
23. При признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном
положении территориальные комиссии помимо признаков, указанных в пункте 11
настоящего порядка, принимают во внимание следующие обстоятельства:
1) нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей
опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля
за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или иных законных представителей либо должностных лиц или
в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания;
2) нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей
требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля
за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или иных законных представителей либо должностных лиц или в связи
с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания. В соответствии
со статьей 65 Семейного кодекса Российской Федерации обстановкой,
не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего,
следует считать нахождение несовершеннолетнего в условиях, когда причиняется
вред его физическому и психическому здоровью и нравственному развитию;
3) совершение несовершеннолетним правонарушения (как преступления, так
и административного правонарушения);
4) совершение несовершеннолетним антиобщественного действия.
24. При признании семьи находящейся в социально опасном положении
территориальные комиссии помимо признаков, указанных в пункте 11 настоящего
порядка, принимают во внимание следующие обстоятельства:
1) наличие в семье ребенка (детей), признанного (признанных) находящимся
(находящимися) в социально опасном положении;
2) неоднократное привлечение территориальной комиссией родителя
(законного
представителя)
несовершеннолетнего
к
административной
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации
и законодательством Свердловской области;
3) совершение родителем (законным представителем) несовершеннолетнего
действий, которые могут отрицательно повлиять на физическое, духовное или
нравственное
развитие
несовершеннолетнего,
либо
злоупотребление
родительскими правами или неисполнение обязанностей, установленных
Семейным кодексом Российской Федерации;

16
4) привлечение родителя (законного представителя) несовершеннолетнего
к уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской
Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей
по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким
обращением с несовершеннолетним.
25. Основаниями
проведения
комплексной
индивидуальной
профилактической работы являются обстоятельства, указанные в пунктах 23 и 24
настоящего порядка, если они зафиксированы в документах, установленных
статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ.
26. Решение о признании (непризнании) несовершеннолетнего и (или) семьи
находящимися в социально опасном положении принимается в ходе заседания
территориальной комиссии по результатам изучения и обсуждения имеющейся
информации большинством голосов присутствующих на заседании членов
территориальной комиссии в форме постановления.
Постановление территориальной комиссии о признании (непризнании)
несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном
положении оформляется в соответствии с пунктом 19 Примерного положения
о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995
«Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав», и предусматривает поручения
с указанием сроков исполнения в адрес органов и учреждений системы
профилактики, рекомендации иным заинтересованным органам и организациям,
в том числе поручения по проведению анализа причин возникновения социально
опасного положения, разработке предложений по формированию планов
мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении,
индивидуальной программы реабилитации и адаптации семьи, находящейся
в социально опасном положении, либо организации ведомственной
индивидуальной профилактической работы.
Копии постановления территориальной комиссии о признании
(непризнании) несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально
опасном
положении
направляются
подразделением,
обеспечивающим
деятельность территориальной комиссии, органам и учреждениям системы
профилактики, иным заинтересованным организациям в течение пяти рабочих
дней.
27. Постановка
несовершеннолетнего
и
(или)
семьи
на
персонифицированный учет и организация комплексной индивидуальной
профилактической работы осуществляются в соответствии с постановлением
территориальной комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи
находящимися в социально опасном положении, указанным в пункте 26 настоящего
порядка.
28. Сведения о рассмотрении информации о несовершеннолетних и (или)
семьях на заседании территориальной комиссии, признании (непризнании)
несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном

17
деятельность
положении
заносятся
подразделением,
обеспечивающим
территориальной комиссии, в АИС «Подросток» в течение трех рабочих дней
со дня проведения заседания.
29. Органы и учреждения системы профилактики в течение семи рабочих
дней со дня принятия решения о признании несовершеннолетнего и (или) семьи
находящимися в социально опасном положении направляют в подразделение,
обеспечивающее деятельность территориальной комиссии, предложения для
включения в индивидуальную программу реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,
мероприятий, направленных на устранение причин и условий, обуславливающих
социально опасное положение.
30. Подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной
комиссии, в течение трех рабочих дней со дня получения предложений, указанных
в пункте 29 настоящего порядка, формирует проект индивидуальной программы
реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в
социально опасном положении, по форме согласно приложению № 4 к настоящему
порядку и организует его рассмотрение на ближайшем заседании территориальной
комиссии.
В
индивидуальной
программе
реабилитации
и
адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,
указываются органы и учреждения системы профилактики, ответственные
за исполнение и сроки проведения мероприятий.
31. Проект индивидуальной программы реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном
положении, с мероприятиями по диагностике, коррекции и реабилитации
несовершеннолетних утверждается на заседании территориальной комиссии
в форме постановления.
32. Индивидуальная
программа
реабилитации
и
адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,
содержит профилактические мероприятия, реализуемые органами и учреждениями
системы профилактики с участием несовершеннолетних и их родителей (законных
представителей), а также иных лиц (близких родственников несовершеннолетних
(родных братьев и сестер, бабушек, дедушек), проживающих совместно
с несовершеннолетними, а также лиц, не являющихся близкими родственниками,
проживающих совместно с несовершеннолетними).
33. Постановление
территориальной
комиссии
об
утверждении
индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего
и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, должно содержать
сроки представления органами и учреждениями системы профилактики
информации о результатах реализации мероприятий индивидуальной программы
реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социально опасном положении, и внесения ими соответствующих сведений
в АИС «Подросток».
Копии постановления территориальной комиссии об утверждении
индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего

18
и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляются
подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии,
органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным
организациям в течение пяти рабочих дней со дня принятия постановления.
34. Мероприятия индивидуальной программы реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,
заносятся подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной
комиссии, в АИС «Подросток» в течение трех рабочих дней со дня утверждения.
35. Вопрос о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социальном опасном положении, с персонифицированного учета выносится для
рассмотрения на заседании территориальной комиссии на основании:
1) предложений председателя, заместителя председателя или членов
территориальной комиссии;
2) ходатайств
органов
и
учреждений
системы
профилактики,
осуществлявших комплексную индивидуальную профилактическую работу
с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном
положении.
36. Решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социально опасном положении, с персонифицированного учета и прекращении
проведения комплексной индивидуальной профилактической работы принимается
территориальной комиссией в следующих случаях:
1) достижение несовершеннолетними 18-летнего возраста;
2) вынесение судом решения об отмене постановления территориальной
комиссии о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном
положении;
3) смерть несовершеннолетнего (несовершеннолетних), родителей (законных
представителей);
4) лишение родителей родительских прав;
5) выезд несовершеннолетнего на постоянное место жительства за пределы
территории, на которую распространяются полномочия территориальной
комиссии, в том числе за пределы Российской Федерации;
6) устранение обстоятельств, явившихся основанием для принятия
территориальной комиссией решения о признании несовершеннолетнего
находящимся в социально опасном положении;
7) при
наступлении
иных
обстоятельств,
предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
37. Решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социально опасном положении, с персонифицированного учета принимается
территориальной комиссией в ходе заседания территориальной комиссии
по результатам изучения имеющейся информации, подтверждающей наступление
случая (обстоятельств), указанных в пункте 36 настоящего порядка, большинством
голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии в форме
постановления.
После
принятия
территориальной
комиссией
постановления,
предусматривающего решение о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи,

19
находящихся в социально опасном положении, с персонифицированного учета,
органы и учреждения системы профилактики прекращают проведение
комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним
и (или) семьей.
Копии
постановления
территориальной
комиссии
о
снятии
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,
с персонифицированного учета направляются подразделением, обеспечивающим
деятельность территориальной комиссии, органам и учреждениям системы
профилактики, иным заинтересованным организациям в течение пяти рабочих
дней.
38. Сведения о снятии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социально опасном положении, с персонифицированного учета заносятся
подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в
АИС «Подросток» в течение трех рабочих дней.
39. В случае изменения места жительства несовершеннолетнего и (или)
семьи, находящихся в социально опасном положении, подразделением,
обеспечивающим деятельность территориальной комиссии, в течение пяти
рабочих дней со дня принятия постановления территориальной комиссии о
прекращении проведения комплексной индивидуальной профилактической работы
информация о принятом решении направляется в территориальную
(муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по
новому месту жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в
социально опасном положении.
40. Максимальный срок нахождения семей в статусе «находящаяся
в социально опасном положении» не может превышать трех лет.
Далее территориальной комиссией решается вопрос о рассмотрении
в судебном порядке вопроса об ограничении или лишении родителей (иных
законных представителей) прав в отношении детей. Данное решение принимается
в форме постановления.
41. Министерство
социальной
политики
Свердловской
области
на основании сведений, содержащихся в АИС «Подросток», анализирует
информацию о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном
положении, и оказывает консультационную помощь органам и учреждениям
системы профилактики в организации системы персонифицированного учета
указанной категории граждан.
Глава 4. Порядок организации комплексной индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями,
находящимися в социально опасном положении
42. Координацию деятельности органов и учреждений системы
профилактики при проведении комплексной индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально
опасном положении, обеспечивают территориальные комиссии.

20
43. Органами и учреждениями системы профилактики, обеспечивающими
организацию
комплексной
индивидуальной
профилактической
работы
с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном
положении, на территории Свердловской области являются органы и учреждения
системы профилактики, указанные в части первой пункта 8 и пункте 9 настоящего
порядка, а также:
1) территориальные комиссии;
2) государственное
казенное
общеобразовательное
учреждение
Свердловской области «Специальное учебно-воспитательное учреждение
закрытого типа»;
3) федеральное
государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Рефтинское специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа»;
4) государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо»;
5) государственное автономное нетиповое образовательное учреждение
Свердловской области «Дворец молодёжи»;
6) государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Детский оздоровительный центр «Юность Урала»;
7) федеральное казенное учреждение «Кировградская воспитательная
колония» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Свердловской области;
8) центры
временного
содержания
для
несовершеннолетних
правонарушителей органов внутренних дел;
9) социально
ориентированные
некоммерческие
организации,
общественные объединения, иные органы и учреждения, осуществляющие меры
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
на территории Свердловской области.
44. Комплексная
индивидуальная
профилактическая
работа
с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном
положении, осуществляется органами и учреждениями системы профилактики
посредством
психолого-педагогического,
медико-социально-правового
и воспитательного сопровождения, в том числе оказания социальных услуг,
и направлена на согласованное выполнение индивидуальной программы
реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социально опасном положении.
45. Информация
о
проведении
комплексной
индивидуальной
профилактической работы подлежит хранению и использованию в порядке,
обеспечивающем ее конфиденциальность. При организации комплексной
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей,
находящимися в социально опасном положении, территориальной комиссией
должно быть получено согласие лица на обработку персональных данных
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
и законодательства Свердловской области.

21
индивидуальная
профилактическая
работа
46. Комплексная
с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном
положении, осуществляется органами и учреждениями системы профилактики до
наступления обстоятельств, указанных в пункте 36 настоящего порядка.
47. Срок проведения комплексной индивидуальной профилактической
работы определяется территориальной комиссией отдельно в отношении каждого
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,
на основании:
1) оценки обстоятельств, ставших причиной для признания их находящимися
в социально опасном положении;
2) содержания и сроков, необходимых на реализацию мероприятий, которые
направлены на выведение несовершеннолетнего и (или) семьи из социально
опасного положения.
48. Органы и учреждения системы профилактики представляют
в территориальную комиссию информацию об исполнении индивидуальной
программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи,
находящихся в социально опасном положении, в соответствии с указанными
в программе сроками по форме согласно приложению № 5 к настоящему порядку.
Анализ реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации
несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении,
осуществляет территориальная комиссия с учетом представленной информации
органов и (или) учреждений системы профилактики.
Периодичность проведения анализа реализации индивидуальной программы
реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социально опасном положении, определяется территориальной комиссией
индивидуально в отношении каждого несовершеннолетнего и (или) семьи,
находящихся
в
социально
опасном
положении
и
состоящих
на персонифицированном учете, но не реже одного раза в квартал.
49. Территориальная комиссия может создавать рабочие группы, состоящие
из представителей органов и учреждений системы профилактики, иных
заинтересованных организаций с целью мониторинга реализации индивидуальной
программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и (или) семей,
находящихся в социально опасном положении, и подготовки предложений
о необходимости продолжения проведения комплексной индивидуальной
профилактической работы, внесения изменений в индивидуальную программу
реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социально опасном положении, прекращения проведения комплексной
индивидуальной профилактической работы.
50. Информацию о результатах реализации мероприятий индивидуальной
программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи,
находящихся в социально опасном положении, поступившую в территориальную
комиссию
от
органов
и
учреждений
системы
профилактики,
не подключенных к АИС «Подросток», вносит в АИС «Подросток» сотрудник
подразделения, обеспечивающего деятельность территориальной комиссии,
ответственный за ведение персонифицированного учета.

22
51. Информация о необходимости корректировки проведения комплексной
индивидуальной профилактической работы путем внесения изменений и (или)
дополнений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,
направляется в территориальную комиссию в форме:
1) предложений от председателя, заместителя председателя или членов
территориальной комиссии;
2) ходатайств от органов и учреждений системы профилактики,
осуществлявших комплексную индивидуальную профилактическую работу
с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном
положении.
52. При наличии вступившего в законную силу приговора суда в отношении
несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении,
о назначении наказания в виде лишения свободы, а также вступившего
в законную силу решения суда о направлении несовершеннолетнего, находящегося
в социально опасном положении, в специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа, территориальная комиссия принимает решение
о внесении в индивидуальную программу реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении,
соответствующих изменений на срок, указанный в решении суда.
53. Изменения в индивидуальную программу реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,
утверждаются постановлением территориальной комиссии.
Копии постановления территориальной комиссии о внесении изменений
в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего
и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, направляются
подразделением, обеспечивающим деятельность территориальной комиссии,
органам и учреждениям системы профилактики, иным заинтересованным
организациям в течение пяти рабочих дней со дня принятия постановления.
54. Данные об изменениях, внесенных в индивидуальную программу
реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся
в социально опасном положении, заносятся в АИС «Подросток» сотрудником
подразделения, обеспечивающего деятельность территориальной комиссии,
ответственным за ведение персонифицированного учета, в течение трех рабочих
дней со дня принятия соответствующего решения.
55. Подразделение, обеспечивающее деятельность территориальной
комиссии, формирует на каждого несовершеннолетнего и (или) семью,
находящихся в социально опасном положении, наблюдательное дело, содержащее
материалы об организации проведения комплексной индивидуальной
профилактической работы.
К наблюдательному делу приобщаются следующие документы:
1) карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном
положении;
2) карта семьи, находящейся в социально опасном положении;

23
3) постановление
территориальной
комиссии
о
постановке
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,
на персонифицированный учет;
4) постановление
территориальной
комиссии
об
утверждении
индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего
и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;
5) индивидуальная
программа
реабилитации
и
адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном
положении;
6) постановление территориальной комиссии о внесении изменений
в индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего
и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;
7) информация органов и учреждений системы профилактики
об исполнении индивидуальной программы реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении.
56. При постановке на персонифицированный учет несовершеннолетнего
и его семьи, находящихся в социально опасном положении, допускается ведение
одного наблюдательного дела, в котором находятся документы как
на несовершеннолетнего, так и на его семью.
57. Органы и учреждения системы профилактики (за исключением органов
внутренних дел) ведут накопительные дела несовершеннолетних и (или) семей,
находящихся в социально опасном положении, в которых обобщают материалы
о проведенной индивидуальной профилактической работе, в том числе
индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних
и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, акты обследования
жилищно-бытовых условий проживания семьи, справки, информации, запросы,
рапорты, характеристики и иные документы.
58. Органы и учреждения системы профилактики вносят результаты
реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном
положении, в АИС «Подросток» в порядке, утвержденном территориальной
комиссией.
59. Критериями эффективности проведения комплексной индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями,
находящимися в социально опасном положении, являются:
1) в психолого-педагогической сфере:
улучшение взаимоотношений в семье, детско-родительских отношений;
организация совместного досуга родителей (законных представителей)
и детей;
участие родственников, других взрослых лиц в воспитании ребенка;
улучшение успеваемости ребенка;
посещение ребенком организаций дополнительного образования;
поступление в детский сад или группу краткосрочного пребывания;
членство ребенка в коллективе (творческое объединение, кружок,
общественная организация);

24
включение семьи в занятия в детско-родительской тренинговой группе;
изменение стиля семейного воспитания;
иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье
либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном
положении;
2) в медицинской сфере:
медицинское обследование и при необходимости лечение члена семьи;
оздоровление ребенка в санатории, других оздоровительных учреждениях;
избавление от алкоголизма, наркомании, других вредных привычек;
включение в систему здорового образа жизни, здоровый образ жизни в быту;
иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье
либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном
положении;
3) в культурно-досуговой деятельности:
вовлечение ребенка в спортивные секции, кружки, другие формы
развивающего досуга;
организация
массовых
мероприятий
с
включением
в
них
несовершеннолетнего;
посещение культурно-досуговых учреждений;
иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье
либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном
положении;
4) в сфере организации занятости:
трудоустройство несовершеннолетнего или родителей (законных
представителей);
регистрация
несовершеннолетнего
или
родителей
(законных
представителей) в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
признание несовершеннолетнего или родителей (законных представителей)
безработными;
предоставление государственной услуги по организации профессиональной
ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии),
трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения
дополнительного профессионального образования;
иные критерии, позволяющие сделать вывод об улучшении ситуации в семье
либо в отношении несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном
положении;
5) в социально-бытовой сфере:
наличие света, газа и других коммунальных услуг (в случае отключения
ранее);
отсутствие пожароопасного состояния жилья (приняты меры по пожарной
безопасности жилого помещения);
удовлетворительное санитарное состояние жилого помещения, в котором
проживает семья (чисто, отсутствуют посторонние неприятные запахи, вещи
прибраны);

25
создание по месту жительства семьи необходимых условий для жизни,
обучения, развития детей (наличие продуктов питания с учетом возраста детей,
в исправном состоянии хозяйственно-бытовых принадлежностей и мебели,
спального места с постельными принадлежностями, одежды и обуви по сезону
и в соответствии с размером, игрушек и (или) канцелярских принадлежностей
с учетом пола и возраста детей).

26
Приложение № 1
к Порядку межведомственного
взаимодействия органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
а также иных организаций,
расположенных на территории
Свердловской области, по выявлению
и учету несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном
положении, организации индивидуальной
профилактической работы
с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном
положении

Форма

ЖУРНАЛ
регистрации сообщений о выявлении фактов (признаков) нахождения несовершеннолетних
и (или) семей в социально опасном положении, нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних

_____________________________________________________________________________________________________
(наименование органа (учреждения) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

НоДата
мер
поступстроления
ки
сведений
1

2

начат ________________________
окончен ______________________

Источник поступления
сведений
(организация, Ф.И.О.
ответственного лица,
гражданина)

Информация о лицах (несовершеннолетних,
родителях, законных представителях)
в отношении которых поступили сведения
(Ф.И.О., дата рождения, адрес места жительства,
адрес места регистрации, занятость, иное)

Информация о возможном нарушении прав и законных
интересов ребенка, о несовершеннолетнем и (или) семье,
находящихся в социально опасном положении
(критерии социально опасного положения
несовершеннолетнего и (или) семьи)

Результат проверки сведений.
Принятые меры (оказание помощи, дата
и время передачи сведений,
орган/учреждение, специалист, которому
переданы сведения)

3

4

5

6

27

Форма

Приложение № 2
к Порядку межведомственного
взаимодействия органов и учреждений
системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных
организаций, расположенных
на территории Свердловской области,
по выявлению и учету
несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном
положении, организации
индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетними
и семьями, находящимися
в социально опасном положении

КАРТА
несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
______________________________________________________________________
(наименование муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, органа
(учреждения), выявившего несовершеннолетнего)

______________________________________________________________________
Дата выявления ________________________________________________________
(число, месяц, год)

Ф.И.О. несовершеннолетнего ____________________________________________
_____________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________
(число, месяц, год)

Гражданство __________________________________________________________
Место фактического проживания и место регистрации _______________________
______________________________________________________________________
Место учебы (работы) __________________________________________________
Обстоятельства, при которых был выявлен несовершеннолетний ______________
______________________________________________________________________
Сведения о родителях (законных представителях):
Мать _________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения _________________________________________________________
(число, месяц, год)

Гражданство __________________________________________________________
Место фактического проживания и место регистрации _______________________
______________________________________________________________________
Место работы __________________________________________________________

28
Отец _________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения ________________________________________________________
(число, месяц, год)

Гражданство __________________________________________________________
Место фактического проживания и место регистрации _______________________
______________________________________________________________________
Место работы _________________________________________________________
Опекун (попечитель)/законный представитель ______________________________
______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения ________________________________________________________
(число, месяц, год)

Гражданство __________________________________________________________
Место фактического проживания и место регистрации _______________________
______________________________________________________________________
Место работы _________________________________________________________
Информация о семье:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Причины нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении:
1) совершение несовершеннолетним административного правонарушения,
общественно опасного деяния, преступления, в том числе неоднократно
(два и более раза);
2) совершение несовершеннолетним противоправных или антиобщественных
действий (попрошайничество, бродяжничество, проституция и иное);
3) самовольные уходы несовершеннолетнего из семьи, образовательных
и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) наличие у несовершеннолетнего аддикций, в том числе алкоголизма,
токсикомании, наркомании, игромании, дромомании;
5) поступление
(обращение)
несовершеннолетнего
в
медицинские
организации, которое дает достаточные основания полагать, что вред его здоровью
причинен в результате противоправных действий;
6) попытки совершения суицида несовершеннолетним;
7) приобщение несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков,
немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных
и других сильнодействующих одурманивающих веществ;
8) иные причины __________________________________________________
Подпись лица, заполнившего карту ________________________________________
______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон)

29
Дата поступления карты в территориальную комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав ______________________________________
(число, месяц, год)

Дата рассмотрения вопроса, номер постановления территориальной комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав, принятое решение
_______________________________________________________________________
Председатель территориальной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
________________
(подпись)

__________________
(Ф.И.О.)

30
Приложение № 3
к Порядку межведомственного
взаимодействия органов и учреждений
системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных
организаций, расположенных
на территории Свердловской области,
по выявлению и учету
несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном
положении, организации
индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетними
и семьями, находящимися
в социально опасном положении

Форма

КАРТА
семьи, находящейся в социально опасном положении
_______________________________________________________________________
(наименование муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, органа
(учреждения), выявившего семью)

_______________________________________________________________________
Дата выявления (число, месяц, год) ________________________________________
Адрес проживания семьи _________________________________________________
Обстоятельства, при которых была выявлена семья, находящаяся в социально
опасном положении _____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Сведения о членах семьи:
Номер
строки

Степень
родства

1

2

Сведения о родителях и других членах семьи с 18 лет
Ф.И.О.

3

Место
Место
Дата
работы
регистрации,
рождеместо жительства
ния

4

5

6

Злоупотребление
алкоголем
и иное

Наличие Состоит
суди- на учете
(где)
мости

7

8

Сведения о несовершеннолетних членах семьи до 18 лет

9

Номер
строки

Ф.И.О.

Дата
рождения

Место
регистрации,
место жительства

Занятость
несовершеннолетних

Состоит
на учете
(где)

1

2

3

4

5

6

31
Информация о семье:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Категория семьи:
1) полная
2) многодетная
3) неполная _______________________________________________________
(одинокая мать, установлено отцовство, родители в разводе, потеря кормильца)

4) семья с опекаемым ребенком ______________________________________
5) семья, воспитывающая ребенка-инвалида ___________________________
6) иные виды семей ________________________________________________
Причины нахождения семьи в социально опасном положении:
1) семья имеет детей, находящихся в социально опасном положении;
2) неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными
представителями) своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению,
защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе вследствие
употребления родителями (законными представителями) спиртных напитков,
наркотических (психотропных) веществ и (или) ведения асоциального образа жизни;
3) совершение родителями (законными представителями) преступлений
в отношении несовершеннолетнего, административного правонарушения,
посягающего на здоровье и общественную нравственность, общественный
порядок и общественную безопасность, либо преступления против личности,
собственности, общественной безопасности и общественного порядка;
4) жестокое обращение с детьми со стороны родителей (законных
представителей), членов семьи, родственников, или лиц, проживающих совместно
с ними, но не являющихся родственниками;
5) стойкое
антиобщественное
поведение
родителей
(законных
представителей), злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими
средствами, психотропными веществами, одурманивающими средствами, занятие
проституцией, неоднократное совершение преступлений и иных правонарушений;
6) иные причины __________________________________________________
Жилищно-бытовые условия семьи (нужное подчеркнуть):
отдельная квартира (дом);
комната в общежитии;
частный дом;
иное _____________________________________________________________
Право пользования жилым помещением (нужное подчеркнуть):
собственность;
по договору социального найма;
иное _____________________________________________________________

32
Источники дохода семьи:
1) заработная плата;
2) пенсии;
3) алименты;
4) государственные пособия;
5) иное ___________________________________________________________
Подпись лица, заполнившего карту ________________________________________
_______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон)

Дата поступления карты в территориальную комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав ______________________________________
(число, месяц, год)

Дата рассмотрения вопроса, номер постановления территориальной комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав, принятое решение
_______________________________________________________________________
Председатель территориальной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
________________
(подпись)

__________________
(Ф.И.О.)

33

Форма

Приложение № 4
к Порядку межведомственного
взаимодействия органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений
несовершеннолетних, а также иных
организаций, расположенных
на территории Свердловской области,
по выявлению и учету
несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном
положении, организации
индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетними
и семьями, находящимися в социально
опасном положении
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
территориальной комиссии
_________________________

(наименование территориальной комиссии)

по делам несовершеннолетних
и защите их прав
от _________________ № ___________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении
1. Ф.И.О. несовершеннолетнего/родителей (законных представителей) ____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________

34
2. Сведения о членах семьи (Ф.И.О., дата рождения, место работы/учебы):
мать: ____________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
отец: ____________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
законный представитель: ___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
дети: ____________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
иные члены семьи: ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
3. Адрес фактического проживания: __________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
Адрес регистрации: ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
4. Орган, выявивший несовершеннолетнего/семью, находящихся в социально опасном положении (краткая характеристика
несовершеннолетнего/семьи до постановки на персонифицированный учет): _______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
5. Категория несовершеннолетнего в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ________________________
__________________________________________________________________________________________________________
6. Признаки (индикаторы) нахождения несовершеннолетнего/семьи в социально опасном положении: __________________
__________________________________________________________________________________________________________
7. Основания для разработки индивидуальной программы: (документы, предусмотренные законодательством Российской
Федерации и (или) законодательством Свердловской области) ____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
8. Цель индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего/семьи: _________________________
__________________________________________________________________________________________________________

35
9. Контрольные сроки и периодичность рассмотрения результатов реализации индивидуальной программы реабилитации
и адаптации: ______________________________________________________________________________________________
(дата, период (еженедельно/ежемесячно/ежеквартально))

10. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, задействованные
в реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации и адаптации: __________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
11. Мероприятия, направленные на устранение причин и условий, обуславливающих социально опасное положение
Номер
строки

Субъекты профилактики

Наименование мероприятия

1

2

3

Срок реализации
мероприятия
(дата)
4

Ответственный

5

Срок
представления
информации
(дата)
6

Примечания

7

12. Дата внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации: ______________________________
Номер
строки

Субъекты профилактики

Наименование мероприятия

1

2

3

Срок реализации
мероприятия
(дата)
4

Ответственный

5

Срок
представления
информации
(дата)
6

Примечания

7

13. Постановление территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о снятии
с персонифицированного учета: от ___________________ № _____________
Основание принятого решения_______________________________________________________________________________

36
Приложение № 5
к Порядку межведомственного
взаимодействия органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
а также иных организаций, расположенных
на территории Свердловской области,
по выявлению и учету несовершеннолетних
и семей, находящихся в социально опасном
положении, организации индивидуальной
профилактической работы
с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном
положении

Форма

ИНФОРМАЦИЯ
об исполнении индивидуальной программы реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении,
__________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. несовершеннолетнего/родителей (законных представителей), дата рождения несовершеннолетнего, адрес проживания)

за период с _______________ по __________________

Наименование мероприятия,
утвержденного индивидуальной
программой реабилитации и адаптации
1

Ф.И.О. лица,
ответственного
за проведение мероприятия
2

Дата проведения
мероприятия

Информация об исполнении

3

4

Предложения по проведению индивидуальной профилактической работы __________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
(предложения по внесению изменений в индивидуальную программу реабилитации и адаптации, ходатайства и иное)

Руководитель органа (учреждения)
системы профилактики

_______________
(подпись)

Дата

__________________________
(Ф.И.О.)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».