Образовательный модуль "Сказки года" на 2023-2024 подготовительная группа.

1

Пояснительная записка.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка
играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, –
все это помогает осуществить театр.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что
подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги- практики
начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в
развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно
воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной
стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои
эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения
его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать
театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело
поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С
познавательным развитием тесно связано и речевое. В процессе работы над выразительностью
реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура его речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее
грамматический строй. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка,
заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения
благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют
нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое
собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать
многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает
преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные
занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Театрально – игровая деятельность это самый распространенный вид детского творчества, развитие,
которого – дело сложное, но чрезвычайно нужное. Исходя из вышесказанного, возникла
необходимость разработать образовательный модуль «Сказки года» и углубленно начать работу по
теме «Формирование творческой личности ребенка средствами театрально – игровой деятельности».
Что позволило использовать новые подходы как к организации, содержанию, так и к методам работы
с детьми по развитию детского творчества в театрально – игровой деятельности и определению
критериев оценки этой деятельности как творческой.
Модуль разработан на основе программы «Театр – Творчество – Дети». Авторы: Н. Р. Сорокина,
Л.Г. Миланович.
Деятельность в рамках модуля направлена на:
1.Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2.Формирование творческой личности, развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
3.Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности.
4.Обеспечения условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом
процессе.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
образовательного модуля.
Образовательный модуль ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности. В нём систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими
особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных
2

видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального
воплощения. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс
творческого переживания и воплощения. Именно в процессе работы над образом происходит
развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный
контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные
психические функции.
Основная цель модуля «Сказки года»: Развитие коммуникативно-творческих способностей детей
посредством театрализованной деятельности.
Задачи: 1.Создать условия для формирования способностей воспитанников («примерять
художественный образ» )
1.1.Способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами
театрального искусства (декорации, костюм, музыка (шумовое оформление), эффекты, свет, грим,
маска);
1.2. Активизировать и пополнять словарь детей, использовать в речи разные части речи. Закреплять
правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность
речи;
1.3. Создать условия в возможности демонстрации приобретённых умений в проигрывании
театрально-музыкальных постановок.
2.Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. игровых, песенных,
танцевальных импровизациях.
3.Развивать навыки импровизации действующих лиц в знакомых сказках.
Организация образовательного процесса.
Срок реализации образовательного модуля: 1 учебный год. Занятия проводятся с сентября по май
(включительно) один раз в неделю продолжительностью 30 минут . Для более яркого воплощения
изображаемого образа работа проводится по подгруппам . Содержание модуля систематизировано
по тематике спектаклей в соответствии с дидактическими принципами. Занятия строятся на активной
познавательной, речевой и эмоциональной деятельности детей. Необычность и новизна изучаемого
материала создают определенный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания,
подъема, осмысление окружающего мира. В процессе обучения используются этюды, скороговорки,
танцевальные импровизации, игры – инсценировки .
Модуль составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и
передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая
разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер
героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по
содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или
отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над
развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными
произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм
организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности,
театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни,
самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни,
предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим
в содержание театра-лизованных игр и упражнений.
6. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его
характер, настроение .
3

Методы и приёмы.
Основными методами и приемами реализации образовательного модуля выступили : разыгрывание
сказок, сценок; ролевые диалоги по иллюстрациям, имитационные этюды, этюды на выражение
основных эмоций, пантомимические этюды и игры, упражнения на выразительность движений и
мимики, упражнения на интонационную выразительность, игровые упражнения, отгадывание
загадок, рассматривание картинок по сказкам, подвижные игры, танцы, слушание музыкальных
фрагментов, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Совместная деятельность педагога и детей.
1.Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе
музыкального или художественного произведения.
2.Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
3.Практический – упражнения, импровизации, игры.
Самостоятельная деятельность детей.
Для воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет)приоритетной
сферой инициативы является научение. Педагог осуществляет следующую деятельность по
поддержке детской инициативы:
1.вводит адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его
усилий;
2.спокойно реагирует на неуспех ребёнка и предлагает несколько вариантов исправления работы;
3.создаёт условия (ситуации), позволяющие ребёнку реализовать свою
компетентность, обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников;
4.создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
5.помогает при необходимости в решении проблем при организации игры;
6.создаёт условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по
интересам.
Взаимодействие с родителями.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление
эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей.
Важно участие родителей в подготовке к театрализованной постановке: при разучивании и
повторении текста роли ребёнка, при изготовлении декораций, костюмов и в качестве зрителей.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например,
свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся
более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое
пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает
свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему
игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже
обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т.
п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового
пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то
ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети
могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей
жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности,
становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их
цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются
пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными
деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественнотворческие способности в изобразительной деятельности. У детей продолжает развиваться
восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
4

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако
часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой
информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание
дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время
произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь:
ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом
возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей
развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе
группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира
вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного
возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет
ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Целевые ориентиры.
1.Совершенствование всестороннего развития творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
2.Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа.
3.Закрепление правильного произношения всех звуков, отрабатывание дикции, продолжение работы
над интонационной выразительностью речи.
4.Совершенствование диалогической и монологической формы речи, воспитание культуры речевого
общения.
5.Поддерживание стремления детей самостоятельно искать выразительные средства для создания
образа персонажа, используя движение, позу, жест, речевую интонацию.
6.Воспитывание устойчивого интереса к театрально – игровой деятельности через постановку
музыкально – драматических спектаклей.
Планируемые результаты.
1.Проявление творческой самостоятельности в создании художественного образа, используя для этой
цели игровые, песенные, танцевальные импровизации;
2.Употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий, предлогов;
3.Использование интонационно - выразительной речи и песенного исполнения;
4.Создавать яркий образ героя, используя театральные куклы и пластику своего тела;
5.Активно участвовать в праздниках и развлечениях.
Формы подведения итогов реализации модуля.
Для подведения итогов реализации модуля проводятся выступления детского театрального
коллектива на досугах, развлечениях и концертах для родителей и детей других групп.
Механизм оценки реализации модуля ( педагогическая диагностика).
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в
виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной
творческой деятельности в процессе создания постановки.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности;
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в
театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности;
5

2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, творчески
интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, выделяет и
может охарактеризовать единицы литературного произведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев,
затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных
эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их
продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства
выразительности с помощью воспитателя.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами,
творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в
коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Организационно-содержательный раздел образовательного модуля «Сказки года»
включает:
- календарно-тематический план (Приложение№1);
- учебно-методическое обеспечение в виде (Приложения№2):
- «Сказки»,
- «Игры, считалки»,
- «Скороговорки»,
- «Игры – этюды»,
- «Игры на развитие пластической выразительности»,
- «Игры на развитие выразительной мимики».
Литература.
1. Н. Сорокина «Театр- творчество – дети» программа
2. Н. Сорокина «Играем в кукольный театр» пособие для воспитателей , педагогов
дополнительного образования и музыкальных руководителей М.: АРКТИ, 1999 г.
3. М. Чистякова «Картотека театральных этюдов» Просвещение 1995 г.
4. М. Чистякова «Психогимнастика» пособие . Просвещение 1995 г.
5. Е. В. Горбина, М. А. Михайлова «В театре нашем для вас поём и пляшем.»
6. Н. Луконина, Л. Чадова «Утренники в детском саду. Сценарии о природе .»
7. П.П.Дзюба «Сказка на сцене. Сказки- мюзиклы, пасхальные и рождественские постановки .»
8. А. Зайцев, С. Зайцева «Ладушки» сборник сценариев. Екатеринбург 1999

6

Приложение№1.
Календарно-тематический план.
Сентябр Тема
Цель
ь
1 неделя
«Кончилось лето»
Собрать детей вместе после летних
каникул, порадоваться теплой встрече,
активизировать слуховое восприятие.
2неделя

3 неделя

4 неделя

Репетиция
сказки к
празднику
осени.

Техника речи.
Репетиция
музыкального
представления
Показ театрализованного
представления на
празднике осени.

Октябрь
1 неделя

Тема

2 неделя

Начать работу
над
фольклорным
праздником .

3неделя

Этюды

Распределени
е ролей.

4 неделя

Ритмопластика.

Ноябрь
1 неделя

Тема
Отработка
диалогов.

2 неделя

Фольклорный

Совершенствовать навыки четкого и
эмоционального
чтения текста своей роли;
добиваться яркой
выразительности в передаче образов в
соответствии с событиями и
переживаниями героев, менять интонацию,
выражение лица.
Учить пользоваться интонациями
произнося фразы грустно, радостно,
сердито, удивленно. Воспитывать
выдержку, терпение, соучастие.
Вызывать у детей
Радостный эмоциональный настрой;
порадовать своим выступлением, показать
свои творческие способности.
Цель
Развивать находчивость, воображение,
фантазию. Воспитывать
доброжелательность. Подготовить детей к
действиям с воображаемыми предметами.
Познакомить детей со сценарием
постановки сказки. Воспитывать умение
прислушиваться к мнению других,
развивать выдержку и терпение.
Учить детей дружно и согласованно
договариваться. Воспитывать чувство
коллективного творчества. Соизмерять свои
возможности.
Начать отработку показа образов животных
с помощью выразительных пластических
движений. Развивать умение искренне
верить в любую воображаемую ситуацию.
Развивать творчество, воображение и
фантазию.
Цель
Развивать умение строить диалоги между
героями. Развивать
связную речь детей. Воспитывать
уверенность.
Порадовать своим выступлением, показать

Репертуар
Сюжетные
игры, игровые
программы.
Русская
народная
сказка «Репка»
на новый лад.

«Репка на
новый лад».

Репертуар
Театральные
этюды М.
Чистяковой
«Курячьи
именины»
Чтение сказки.
Обсуждение и
дополнение .
«Курячьи
именины»

«Курячьи
именины»

Репертуар
«Курячьи
именины»
«Курячьи

7

3 неделя

праздник
«Кузьминки»
Игры

4 неделя

Ритмопластика.

Декабрь
1 неделя

2 неделя

3 неделя
4 неделя

Тема
Подготовка к
Новогоднему
представлению
(распределение
ролей).
Техника речи.

свои творческие
способности.
Развивать находчивость, воображение,
фантазию. Воспитывать доброжелательность.
Подготовить детей к действиям с
воображаемыми предметами.
Развивать умение искренне верить в любую
воображаемую ситуацию. Развивать
творчество, воображение и фантазию.
Цель
Учить детей обобщать полученный опыт,
делиться впечатлениями о новых знаниях.

именины»
Театральные
этюды Н.
Сорокиной

Репертуар
Русская
народная
сказка
«Морозко»

Вызвать у детей эмоциональный настрой на
сказку; воспитывать
уверенность в себе, в своих силах и
возможностях.
Порадовать детей, создать
сказочную атмосферу.

Репетиция
музыкального
представления
Показ детьми
Вызывать у детей
музыкального
радостный
представления эмоциональный настрой;
«Снеговикпорадовать своим
почтовик»(для выступлением, показать
детей младших свои творческие
групп и родителей)
способности.
.

Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя

Тема

Цель

Репертуар

Беседа с детьми
"Что такое
театр".

Дать детям представление о театре,
познакомить с видами театров

4 неделя

Беседа-диалог.

Активизировать познавательный интерес к
театральным профессиям. Познакомить детей
с профессиями: актер, режиссер, художник.
Воспитывать желание узнать новое.

Показ
иллюстраций,
фотографий и
афиш
Беседа-диалог
с детьми.
Вопросы к
детям
поискового
характера
(Зачем нужны
декорации?)
Отгадывание
загадок (по
тематике).

Февраль
1 неделя

Тема
Сказка «Муха-

Цель
Познакомить детей со сценарием постановки

Репертуар
Чтение сказки.
8

цокотуха»
2 неделя

Распределение
ролей.

3 неделя

Отработка
диалогов.

4 неделя

Генеральная
репетиция
сказки «Мухацокотуха»
Тема
Показ
театрального
представления
«Мухацокотуха» (для
детей младших
групп и
родителей).
Игры

Март
1 неделя

2 неделя

3 неделя

Ритмопластик,
психогимнастик
а

4 неделя

«День театра»
(последняя
неделя марта).

Апрель
1 неделя

Тема
Знакомство со
сказкой
«Теремок и
уголёк»
Распределение
ролей.
Репетиция

2 неделя

сказки. Воспитывать умение
прислушиваться к мнению других, развивать
выдержку и терпение.
Учить детей дружно и согласованно
договариваться. Воспитывать чувство
коллективного творчества. Соизмерять свои
возможности.
Развивать умение строить диалоги между
героями. Развивать
связную речь детей. Воспитывать
уверенность.
Определить готовность детей к показу
сказки. Отработка диалогов,
выразительность, интонации.

Обсуждение и
дополнение.
Беседа.
Показ.
Анализ
выбранных
ролей.

Цель
Вызвать у детей эмоциональный настрой на
сказку; воспитывать
уверенность в себе, в своих силах и
возможностях.

Репертуар
Музыкальная
сказка
«Колобок на
новый лад»

Развивать находчивость, воображение,
фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с
воображаемыми предметами.
Развивать у детей умение пользоваться
жестами. Развивать двигательные
способности детей; ловкость, гибкость,
подвижность. Учить равномерно двигаться по
площадке не сталкиваясь, друг с другом.
Побуждать детей экспериментировать со
своей внешностью, (мимика, жесты).
Познакомить детей с устройством
театрально- го здания, обратить внимание на
неординарность архитектуры и красивый
фасад. Обогащать словарь детей.

Театральные
этюды
М.Сорокиной,

Цель
Учить внимательно слушать сказку, отвечать
на вопросы по содержанию.

Репертуар
Чтение сказки
воспитателем.
Беседа.

Этюды М.
Чистяковой:
на выражение
основных
эмоций
Рассматривани
е фотографий с
изображением
театра.
Театральный
словарь: билет,
про- граммка,
афиша, ложа

Развивать в движениях чувство ритма,
9

сказки «Теремок
и уголёк».
3 неделя

Отработка
диалогов.

быстроту реакции, координацию движений.
Совершенствовать двигательную
способность
Показать образы животных. Отработать
выразительность, интонацию.

4 неделя

Показ
театрального
представления
«Теремок и
уголёк» (для
детей младших
групп).

Вызывать у детей
радостный
эмоциональный настрой;
порадовать своим
выступлением, показать
свои творческие
способности.

Май
1 неделя

Тема
Подготовка к
выпускному
вечеру
Отработка
диалогов
Генеральная
репетиция
выпускного
вечера.

Цель
Репетиция театрализованного представления.

2 неделя
3 неделя

4 неделя

Выпускной

Репертуар
«Урок в лесной
школе»

Показ, объяснение, помощь в решении
проблемных ситуациях.
Определить готовность детей к театральному
представлению. Развивать в движениях
чувство ритма, быстроту реакции,
координацию движений. Отработка диалогов,
выразительность, интонация.
Порадовать своим
выступлением, показать
свои творческие
способности.

Приложение №2.
Сказки.
Звучит музыка, на середину зала выходят девочки «Осенинки»
1.Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой
2.Уродился урожай –
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
Звучит музыка. Входит Репка
Репка :
Уважаема в народе,
Я расту на огороде.
Вот какая я большая
До чего ж хороша я,
Сладкая и крепкая
10

Называюсь репкою.
Вам с такою красотою
Ни за что не справится.
Ведущий:
Ну это мы еще посмотрим,
Дед и вся его семья,
Выходите-ка сюда!
Репку нужно дружно взять,
Из земли её достать.
Итак, для гостей , и для ребят,
Покажем репку на новый лад!
Выходит Дед
Дед:
Ох, и как же я устал!
Бабка смотрит сериал,
Внук мой, как почти все дети,
Затерялся в интернете.
Жучка с Кошкой, вот беда,
Разбежались кто куда.
Вот Мышонок здесь копался.
И куда он подевался?
Находит репку
Дед:
Вот так диво! Вот какая репка выросла большая! (тянет)
Нет, не вырвешь, вот досада!
Звать на помощь бабку надо.
Бабка, эй, сюда беги, дергать репку помоги!
Выходит бабка
Бабка:
Дед, мне некогда сегодня,
Подождет твой огород.
В передаче про здоровье
Врач Малахов речь ведет. (уходит)
Дед:
Внучек мой, сюда беги,
Дергать репку помоги.
Выходит внук
Внук:
Нет, дедуля, скоро вечер.
У меня на сайте встреча.
Я к компьютеру бегу,
Тебе завтра помогу. (уходит)
Дед:
Жучка, эй, сюда беги.
Дергать репку помоги!
11

Выбегает Жучка
Жучка:
Рада бы помочь,
Да только не могу сейчас никак.
Опоздать боюсь сегодня
Я на выставку собак. (убегает)
Дед:
Кошечка, сюда беги, дергать репку помоги!
Выходит кошка
Кошка:
Мне, дедуля, не до репки.
Отдыхаю нынче редко.
Съемка у меня в рекламе.
Вы теперь справляйтесь сами
Кошка уходит, выходит Мышонок с книжкой
Дед:
Ну а ты, малыш мышонок,
Книжку все грызешь спросонок?
Ведь невкусная наверно.
Мышь:
Дед, грызть книги – это скверно.
Книжка, обрати внимание, про здоровое питание.
Дед:
Репа выросла большая.
Что с ней делать, я не знаю.
Мышь:
Репа! Это же прекрасно!
Витаминов в репе – масса.
Хватит на год их вполне
И тебе, и всей родне!
Дед имитирует игру на балалайке
Дед:
От работы вся родня прочь бежит, как от огня!
Видно буду я один дергать этот витамин.
Мышь:
Подождем еще немножко.
Вот идут Собака с Кошкой.
Входят усталые собака с кошкой
Кошка:
Ах, какая же усталость!
Собака:
Сил нисколько не осталось!
Кошка:
Как тяжёл моделей труд!
Собака:
Перекусы там и тут до добра не доведут!
12

Покачиваясь входит Внук
Внук:
Что-то все в глазах рябит,
Сильно голова болит.
Сил совсем уж нет, как будто…
Мышь:
Подкосил его компьютер.
Входит бабка
Бабка:
В телевизоре сказали:
Есть побольше овощей
Ну а вы чего лежите?
(обращается к кошке и собаке)
Репу дергаем скорей!
Дед:
Друг за другом становись!
Все вместе дружно
Репку вытянуть нам нужно.
Тянут, вытянуть не могут
Ведущая:
Ох, какой нелегкий труд
Репку из земли тянуть!
Выходят муравьи. Несут бревно на плече.
Но случайно, мимо грядки
Пробегали муравьи.
Очень сильные они!
Дед:
Муравьишки, погодите!
Тянуть репку помогите!
Муравьи останавливаются. показывают «Силу» руками. Встают за всеми тянуть репку.
Вытягивают репку.
Бабка:
Репка – просто загляденье!
Будет всем нам угощенье!
Мышь:
Чтоб зимой не унывать,
Будем осень вспоминать.
Дети встают в ряд, кланяются под музыку, ведущий представляет артистов
«Курячьи именины».
Цель: Развитие творческого потенциала и активности у детей посредством театрализованной
деятельности.
Задачи: Возрождение этнической культуры и народных промыслов;
Приобщение детей к историко-культурному наследию родного края;
Развитие творческих способностей и мотивации духовного
роста подрастающего поколения через изучение и пропаганду
этнической культуры родного края.
Действующие лица:
Взрослые: Ведущая.
13

Дети: Петушок, Курочка, Цыплята, Лиса.
Ведущая (подходит к домику): Посмотрите – чудный домик.
Кто живет в нем? Может, кролик?
Может, мышка-шалунишка
Или заинька-трусишка?
Живет в нем курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки
И веселый петушок –
Ярко красный гребешок.
К домику я подойду,
В дверь, ребятки, постучу.
Петушок (выходит из домика):
Ко-ко-ко, кто здесь гуляет,
Моим деткам спать мешает?
Ведущая: Это мы, ребята!
Здравствуй, Петя-петушок,
Ярко-красный гребешок!
Спой нам песенку, Петруша!
Мы хотим тебя послушать.
Петушок: У меня отличный слух!
Очень важный я петух.
Ни корове, ни жуку
Так не спеть: «Ку-ка-ре-ку!»
Вы ж, ребята, не зевайте,
Вместе дружно подпевайте.
Русская народная песня «Петушок»
Курочка (выходит из домика): Милый Петя-петушок,
Слышу твой я голосок.
Значит, всем вставать пора.
Эй, детишки, все сюда
Танец «Курочка с цыплятами»
Петушок: У курочки-хохлушечки,
У курочки-пеструшечки
Сегодня день рожденья.
Принимай-ка, курочка,
Наши поздравления!
Принимай подарки, душечка! (надевают бусы, кофточку, чепчик)
До чего ты хороша!
Спляшем, курочка-душа!
Танец общий
Петушок: Мы пойдем на птичий двор
Да проверим, нет ли ссор
Среди уток и гусей.
Курочка: Вы же закрывайте дверь,
Тихо, мирно отдыхайте,
Никому не открывайте.
Неровен час, лиса придет,
В лес цыпляток унесет.
Уходят, цыплята скрываются в домике.
Лиса (подходит к домику):
Я лисонька-лиса,
Лиса – рыжая краса.
14

Знаю в домике живут
Желтые цыплятки.
Утащу я их к себе
Пока дома нет хохлатки. (стучит в окошко)
Красавчики цыплятки,
Гляньте-ка в окошко,
Дам я вам горошка!
Цыплята (из домика): Не выглянем в окошко,
Не надо нам горошка.
Родители велели
Дома нам сидеть
И в окошко не глядеть.
Лиса: Думай, думай, голова!
Ты же, лисонька, хитра! (думает)
Все равно перехитрю!
Из дома цыплят выманю! (причитает)
Ох, ох, ох, ох,
Весь рассыпался горох,
Как устала я, посплю,
А потом всё соберу.
Притворяется спящей, цыплята выбегают из домика.
Игра «Лиса и цыплята»
Лиса (хватает цыплят):
Вот, цыплятки, вы попались,
Только зря сопротивлялись.
Утащу я вас в леса,
Я ведь хитрая Лиса.
Цыпленок: Дети, дети, помогите,
Папу-петуха зовите!
Дети: Петушок! Петушок!
Появляется Петух.
Цыпленок: Папа, папа, выручай,
Мама- Курочка спасай!
Петух (наступает на Лису): Отпусти моих ребяток,
Моих желтеньких цыпляток.
А не то как наскочу,
Крыльями захлопочу,
Клювом острым заклюю,
Шпорами заколю!
Будешь, Лисичка, ты знать,
Как цыпляток воровать!
Лиса: Ты цыпляток забирай,
Меня только не пугай! (отдает цыплят)
Вы меня простите,
В гости пригласите.
Петушок: Будем мы мириться,
Вместе веселиться.
Танец «Помирились»
Курочка (выносит пирог):
А вот и угощение!
Всем на удивление!
Налетайте, не стесняйтесь,
Пирогами угощайтесь!
15

Сказка «Морозко».
Цель: Создание предновогоднего праздничного настроения у воспитанников и родителей.
Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой у воспитанников во время проведения
утренника; выявлять и совершенствовать творческие способности воспитанников ; воспитывать
нравственные качества.
Действующие лица: Взрослые: Ведущая, Морозко (Дед Мороз), Снегурочка.
Дети: Мачеха. Марфушенька, Машенька, Ветерок 1, 2, 3, Заяц. Бельчонок, Медвежонок, Волк,
Месяц. Сугроб, Иней.
Ведущая: Бьют часы двенадцать,
Во дворе темно,
Все ребята сказку
Ждут уже давно.
Ширма закрыта, перед ширмой дом и скамейка, на ней лежит Марфушенька, рядом сидит
Машенька, выходит мачеха.
Ведущая: Жила-была одна женщина, и было у неё две дочери: родная дочь Марфушенька и не
родная Машенька. Свою дочку женщина очень любила и баловала, а Машеньку только ругала и
работать заставляла.
Мачеха: Ну-ка, Машка, поднимайся,
За работу принимайся:
Воды принеси, полы подмети,
Пирогов напеки
И Марфушеньку накорми!
Машенька берёт веник, подметает, берёт вёдра и уходит.
Марфушенька: Надоело мне лежать,
Буду я ворон считать! (считает, загибает пальцы.)
Две улетели, одна прилетела, опять улетела….
Надоело мне считать,
Буду лучше снова спать!
Мачеха: Спи, Марфуша , отдохни.
На, баранку погрызи.
Марфушка: Пироги! Баранки! Пряники!
Не хочу, надоели! (топает ногами)
Хочу земляники лесной!
Иди, Машка, поищи под сосной,
Машенька: Земляника зимой не растёт,
Подожди, когда время придёт.
Солнце выйдет, растает снежок
Я найду земляничный лужок!
Мачеха: А ну, Машка, не шуми,
Ты быстрее одевайся,
В лес дремучий отправляйся.
Машенька одевается и уходит.
Марфушенька и Мачеха: (Поют песню на мотив «Пусть бегут неуклюже..»)
Вот послали мы Машу
Принести земляники,
16

В лес прогнали холодной зимой.
Там метель громко воет,
Злой мороз заморозит,
И она не вернётся домой!
Выходит Месяц с фонариком.
Месяц: Скоро ночь придёт опять, надо звёзды зажигать.
«Добрых снов» я прошепчу и фонариком свечу.
Тишина, ночь настаёт, кто-то по лесу идёт…..
Лес, Машенька идёт по лесу, звучит завыванье вьюги. Выбегают ветры, кружатся по залу.
Ветерок 1: Ветер дует , задувает
Ёлки снегом укрывает.
Ветерок 2: И стоят они в лесу,
Укрыты снегом, как по волшебству.
Ветерок 3: Это же волшебный лес,
Где полным-полно чудес!
Ветры кружатся вокруг Машеньки. Выходит Зайчик, медленно бредёт, зябко потирает лапки,
дрожит…
Заяц: На улице холод и сильный мороз,
У бедного зайчика хвостик замёрз!
И ушки зябнут , вот беда,
Не согреюсь никогда!
Машенька: Чтоб не зябли ушки,
Возьми-ка шапочку мою.(снимает шапку и отдаёт зайцу)
Заяц: Спасибо тебе, Машенька.
Заяц убегает, появляется бельчонок.
Бельчонок: Спинка зябнет у меня,
Не пропрыгаю и дня,
Я не знаю, как мне быть,
Где платочек раздобыть?
Машенька: На, возьми платок скорей,
Спинку ты свою согрей!
Бельчонок: Спасибо, Машенька, спасла ты меня от холода.
Белка убегает, появляется медвежонок.
Медвежонок: Стужа, ветер и мороз
Что-то я совсем замёрз,
Отморозил лапки,
Где бы взять перчатки?
Машенька :(отдаёт рукавички)
Рукавички ты наденешь,
Лапки сразу отогреешь!
Медвежонок: Спасибо тебе, Машенька. (убегает)
Волк : По лесу я брожу, за порядком я слежу.
Да вот беда, беда огорчение, получил я обморожение.
Порвались мои валенки, стали они стареньки.
Машенька: Чтоб не зябли ножки,
Возьми мои сапожки,
17

Одевай их поскорей,
Лапочки свои согрей! (снимает сапожки и отдаёт волку)
Машенька: (поёт песню на мотив «В лесу родилась ёлочка»
Зимою очень холодно,
Опять метель метёт,
А дома печка тёплая
И стужа не придёт!
И ягодки все спрятались,
Под снегом крепко спят…
Вот здесь под ёлкой сяду я
И буду замерзать…
Садится под ёлку, появляется Морозко.
Морозко: Самый главный я — Мороз,
Много снега в лес принёс,
Ветер, вьюгу , да метель,
Закрывайте крепко дверь!
Замечает Машеньку.
А это кто здесь сидит,
Из-за ёлочки глядит?
В лес нельзя ходить сейчас
Заморожу всех я в раз!
Стучит посохом.
Дуйте, ветры, дуйте вьюжны!
Закружитесь в танце дружно!
Выбегают ветры, кружатся по залу. Ветры кружатся вокруг Машеньки.
Морозко: Тепло ли тебе девица?
Машенька: Тепло, Морозко, тепло!
Морозко :(стучит посохом ) Мои друзья Сугроб и Иней
Несите холод, лёд, снега!
Сугроб: Ветер , вьюгу подниму,
Много снега намету.
Иней: В снегах сыпучих,
Во льдах колючих замурую.
Морозко: Тепло ли тебе, девица?
Машенька: Да, Морозушко, тепло,
Только пальчики свело.
Морозко: Вижу я девочка ты хорошая,
На сестру свою не похожая!
Ты зверушек пожалела
Их от холода согрела.
Мне приветливое слово,
Ты сказать всегда готова.
Всем понравилась ты очень,
Наградить тебя не прочь я!
Стучит посохом, появляются звери, несут шубку, шапку, рукавички, сапожки, одевают Машеньку.
Морозко: Что в лесу искала, знаю
18

Земляникой угощаю! (даёт Машеньке землянику)
Я ведь добрый Дед Мороз,
И подарки я принёс! (даёт Машеньке мешок с подарками)
Ну, а мачехе с сестрою
Не встречаться бы со мною!
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!
А вы, друзья, не унывайте, в хоровод скорей вставайте,
Нынче праздник – Новый год! Он веселой песни ждет.
Хоровод «Снег идёт».
«Колобок на новый лад»
Цель: Воспитание у дошкольников чувства любви и уважения к старшему поколению: матери,
бабушке.
Задачи: Учить эмоционально и выразительно передавать характеры персонажей; развивать
артистические способности детей через разные виды театрализованной деятельности (инсценировки,
пение, подвижные игры, танцы); воспитывать чувства доброты, любви, нежности к маме и бабушке.
Действующие лица: Бабка, Дед, Колобок, Кошка, Заяц 1, Заяц 2 , Заяц 3, Волк, Медведь, Лиса,
Лисёнок 1, Лисёнок 2, Шарик.
На переднем плане слева деревенский дом. Справа деревья. На втором плане лес. Из-за деревьев
справа выходит Дед с вязанкой хвороста и идет к дому.
Дед: Ох, умаялся! Устал!
Я сегодня рано встал,
Десять грядок посадил,
В лес за хворостом сходил.
Много переделал дел,
А покушать не успел.
Бабка, скоро ли обед?
Из окна выглядывает Бабка.
Бабка (весело): А его, дедочек, нет!
Ели хлеб и пили квас
Вот и вышел весь запас!
Будет новый урожай,
Так обедать приезжай!
Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед
прислушивается.
Дед: Погоди-ка, бабка, слышишь,
В кладовой скребутся мыши.
Ты скорей туда пойди,
По сусекам помети.
Собери муку в совок,
Испечем мы колобок.
В общем, бабка, покумекай.
Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.
Бабка: Ты ж пока сходи на реку
И водицы принеси,
19

Чтобы тесто замесить!
Ну а лучше ключевой
Да не мертвой, а живой!
Дед берет ведро и скрывается за деревьями .
Бабка: Как пойду я, как пойду
По сусекам помету!
Соберу муку в совок,
Испеку нам колобок!
Бабка метёт, возвращается с миской. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к
Бабке.
Дед: Вот студеная вода!
Бабка: Наливай ее сюда!
Дед выливает воду в миску. Бабка и Дед начинают месить тесто.
Дед и Бабка поют (на мотив песни «Бабушка рядышком с дедушкой»): Бабушка рядышком с
дедушкой
Дружно работают вместе,
Бабушка рядышком с дедушкой
Оба измазаны в тесте!
Перестают месить и достают из миски ком теста.
Дед: Ставь его скорее в печку!
Будет славный колобок,
Колобок, румяный бок.
Баба печёт Колобок. Садит Колобка на лавочку, Колобок сидит болтает ногами.
Бабка: Славный вышел колобок…
Дед: Золотистый да румяный.
Сразу есть его не стану.
Бабка: На окошко положу,
Да немножко постужу.
Брысь, брысь, кошка!
Кошка: Мяу! Мяу! Колобок!
Подрумянил в печке бок?
Грелась я, лежала мирно.
Полежи теперь ты смирно.
Скоро будут, тебя есть.
Только нос ты не повесь.
Мяу! Мяу! Ха-ха-ха!
До свиданья! Пока!
Колобок: (испуганно) В печке чуть не засушили,
А теперь и съесть решили.
Ждать я смерти не могу,
Я из дома убегу!
Колобок поёт на мотив песни «Зелёный свет»
Я Колобок полежал, посидел
И убежать решился,
Через окошко во двор поглядел,
Спрыгнул и покатился.
20

Колобок спрыгивает с крылечка и скрывается за кулисой. Бабка и дед выходят из дома.
Бабка: (изумленно) Дед, смотри, он укатился,
С нами даже не простился!
Дед: (сокрушенно) Вот, остались без обеда!
Бабка: Может быть, пойдем по следу?
Дед: Полно, бабка, не шути,
Колобка нам не найти!
Бабка: (причитая) Эх, дедочек мой, дедочек,
Укатился Колобочек,
Он ведь только что родился.
Ах, зачем он укатился
И куда теперь пойдет?
Пропадет он, пропадет!
Дед: Да уж, вышел бойкий слишком!
Бабка: Ох, хлебнет беды мальчишка.
Воротился бы домой
Колобок, сыночек мой!
А все ты! У, бессердечный!
Дед: Что ж меня ты пилишь вечно?
Нет моей ни в чем вины.
Бабка, испеки блины!
Бабка с Дедом уходят. Из-за деревьев выходят Зайцы.
Заяц 1 : Мы хотя и зайчики, но волка не боимся,
Ушками все слушаем,
Зубками все кушаем!
Из-за деревьев выкатывается Колобок, Зайцы прячутся за ёлку.
Колобок (поёт): Прыг да скок, я колобок!
Вкусненький, румяненький:
Я похож на пирожок
С изюминкою маленькой.
Колобок, колобок у меня румяный бок.
Колобок, колобок у меня румяный бок.
Заяц 2 (заикаясь от испуга): Это что за чудеса?
Ты, случайно, не Лиса?
Колобок : Я румяный Колобок, у меня пузатый бок,
Всем рассказывать я рад, что я вкусный, говорят!
Колобок собирается убежать.
Заяц 3: Эй, куда ты, Колобок?
Близок путь или далек?
Не спеши бежать, дружок.
Мы гостям, конечно, рады.
Заяц 2: И бояться нас не надо.
От тебя так пахнет вкусно.
Зайцы (поют на мелодию песни «Постой, паровоз…»):
Постой, колобок, не спеши мимо Зайцев.
С нами не хочешь ли присесть?
21

Ты вовремя в лес к нам пришел прогуляться,
А нам очень хочется поесть.
Колобок: Не хочу я быть обедом,
Я ушел от бабки с дедом!
Я не попаду в беду,
И от вас-то я уйду!
Колобок быстро катится мимо Зайцев .
Зайцы: Стой!
Колобок: Гоняйтесь хоть полдня,
Не догоните меня!
Заяц 1: Ишь, зазнался Колобок.
Зайцы 1и 2(вместе): Волк задаст ему урок.
Зайцы убегают, появляются Волк и Медведь.
Волк: Я зубастый страшный волк,
Я в зайчатах знаю толк.
На полянку выбегает Колобок
Волк: Что я вижу, кы-ла-бок!
Ты куда спешишь, дружок?
Медведь: Отдохни в моей берлоге.
Колобок: Унести б скорее ноги.
Волк: Что я вижу, юный друг,
На лице твоем испуг?
Успокойся, колобок,
Дам тебе я рок — урок!
Медведь: Ошалел наш волк совсем,
Надоел в лесу он всем.
Распевает что есть мочи
«Хеви-метал» среди ночи.
Волк (поёт на мелодию колыбельной из м/ф "Бременские музыканты"):
Вот так встреча – как во сне, колобок идёт ко мне.
Я ведь серенький волчок –тебя схвачу за бочок.
Делает выпад в сторону колобка, колобок отскакивает в сторону.
Медведь: Что ты, волк, ведь это гость!
Волк: Ты, медведь, мне шутки брось.
Если голоден зубастый,
Шутки с ним шутить опасно!
Колобочка съем я сам,
А тебе, медведь, не дам!
Для двоих он слишком мал.
Волк с Медведем дерутся, Колобок убегает
Медведь: Колобок-то убежал!
Волк: Где же он? Простыл и след!
Видно счастья в жизни нет.
Колобок укатился. На опушке леса появляется лиса с лисятами. Лисица-мама учит детей.
Лиса (поёт на мелодию песни «В малиновке услышу голосок»):
Какой прогноз погоды на сегодня?
22

Кого смогу сегодня обмануть?
Все звери стороной меня обходят,
Но все же обхитрю кого-нибудь!
Лисенок1 : Мама, мама, посмотри!
Что-то катится вдали.
Лиса: Вот удача,— колобок!
Я сейчас вам дам урок.
Колобка мы обхитрим,
А потом его съедим.
Колобок (поёт): Прыг да скок, я колобок!
Вкусненький, румяненький:
Я похож на пирожок
С изюминкою маленькой.
Колобок, колобок у меня румяный бок.
Колобок, колобок у меня румяный бок.
Лиса: Колобочек, как мы рады,
Твой визит для нас награда,
Как красив ты, как умен!
Лисенок 2 (облизываясь): На сметане замешен…
(Лиса начинает аплодировать)
Лиса: Что за голос, что за пенье!
Сердце бьется в упоенье!
Лисёнок 1 : О, продлись, продлись мгновенье!
(колобок рассказывает дальше)
Колобок: По сусекам наметен,
На сметане замешен.
Лиса: Ума лишен?
Лисенок 1 : Плохо слышать мама стала.
Лисенок 2 : Ну хитра же, бьет на жалость.
Лиса: Глуховата, если честно.
Ну, еще разок, маэстро!
Колобок: Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…
Лиса: Красну шапочку нашел?
Не расслышу, хоть убей.
(появляются Зайцы)
Зайцы (шепчут из-за кустов):
Колобок, ты ей не верь!
Лиса: Влезь-ка, милый, на носок
Да и спой еще разок!
Спой, дружочек, серенаду.
Зайцы: Колобок, не пой, не надо!
Съест тебя лиса-плутовка.
Вбегает Шарик (пес) и облаивает Лису.
Шарик (на мелодию «Летки – Енки»):
Гав! Гав! Шарик прибежал!
23

Гав! Гав! Громко лаять стал:
Ну – ка, быстро отпусти,
И Колобка, Лиса, не укуси!
Лиса: Сдаюсь, сдаюсь.
Спорить с вами не берусь.
Жаль, что я тебя не съела,
И чуть-чуть ведь не успела!
А поешь ты очень скверно.
Слуха нет совсем, наверно!
Готова заткнуть я уши,
Лишь бы песнь твою не слушать!
(толкает Колобка)
Забирайте Колобка,
Ухожу от вас, пока!
Лиса и лисята убегают.
Колобок: Ой, спасибо вам, зайчата,
Перед вами виноват я.
Зайцы: Мы не сердимся ничуть,
Громче песню! Снова в путь!
Песня «Колобок».
«Урок в лесной школе».
Цель: развитие у детей учебной мотивации .
Задачи: обучение детей основам сценического искусства, развитие творческих способностей путем
участия в театрализованной деятельности, воспитание положительного отношения к школе, желания
учиться.
Действующие лица: Заяц 1(ученик), Заяц 2(ученик), Мишка (ученик),
Белка 1 (ученик), Белка 2 (ученица), Лиса (ученица), Волк 1(ученик),
Волк 2(ученик),Лис (учитель рисования),Ёж (учитель грамоты), Малиновка (учительница музыки),
Дятел (учитель математики), Медведь (учитель физкультуры).
Стоит дерево, на нём написано “Лесная школа”. Около дерева стоит мольберт и стол со
школьными принадлежностями.
Под музыку выходит Лис.
Лис: На свете всё случается,
И чудеса встречаются,
Встречаются, поверьте!
Учиться грамоте пойдут
Ёж, заяц и лиса!
Открылась школа непростая
И зовётся она лесная!
И дружный звериный народ
В школу учиться идёт!
Лис уходит. Появляются Зайцы.
Заяц 1: Вы слыхали нашу новость?!
Будет школа для зверей!
Заяц 2: Запишусь пойду я, что-ли,
Вот уже бегу скорей! (Шагает на месте)
Заяц 1: Подожди, и я с тобою.
Убегают Зайцы .Выбегают Белки.
Белка 1: Вот дела у нас какие!
24

Звери учатся читать!
Белка 2: Побегу и я скорее,
На урок не опоздать!
Выходит медведь.
Мишка: А меня возьмут учиться?
Белка 1: Возьмут (смотрит на часы),
Но надо торопиться.
Белка 2: Открылась школа для зверей
И надо торопиться,
Зайчатам, белкам и ежам
Всем хочется учиться.
Белка 1: Ведь даже в чаще не прожить,
Не зная букв и счета.
Без математики, друзья,
Не спорится работа.
Мишка: Кто скажет школа не нужна,
Ну вот еще – учиться!
С такими нам не по пути,
Нам надо торопиться.
Подходят к дереву Зайцы, Белки, Медведь.
Мишка: Что за слово? Не пойму!
Жаль, читать я не могу!
Под музыку выходит Лиса
Лиса: Я чуть-чуть не опоздала,
Хоть и очень рано встала.
Наводила я красу Посмотрите на Лису! (крутится на месте)
Что ты, Мишка, тут стоишь?
Что губами шевелишь?
Мишка: Слово я хочу понять!
Лиса: Помогу я прочитать: «Ку-роч-ка»!
Заяц 1: Да нет –
Зайцы вместе: «Морковка»,
Заяц 2: Прочитали мы всё ловко.
Мишка: Вы не правы! Слово - «Мёд»!
Лиса: Вот ещё кто-то идёт!
Выходят Волки.
Волк 1: Что, друзья, за шум у вас?
Лиса: Рассудите нас сейчас.
Что написано - прочтите!
Разобраться помогите!
Волк 2: Здесь написано –
Волки вместе: «Шашлык».
Лиса: Ум у Волка невелик! Ку-роч-ка!
Мишка: Да нет же! Мёд!
Лиса: Кто же слово разберёт?
Кто же точный даст ответ?
Курочка здесь, или нет?
Звери кричат, спорят.
Мишка: Вот учитель входит в класс.
Он рассудит всех сейчас.
Под музыку входит учитель грамоты Ёж.
Волк 1: Нам, учитель, помогите,
25

Волк 2: Что написано – прочтите!
Ёж: Всех вас выслушал, друзья,
А теперь прочту и я: «Школа!».
Звери: Школа для зверят?
Ёж: Приглашаю всех подряд!
Будете вы буквы знать
И научитесь читать! “
Учитель Ёж с указкой у доски.
Ёж: Добрый день, садитесь прямо,
Оба локтя на столе.
Мы учиться будем с вами,
И начнем мы с буквы «Р».
Где, скажите, эту букву
Слышим часто мы в лесу?
Белка 1: Так Медведь рычит в лесу......
Еж: Верно, Белка, учим дальше
Буквы разные теперь:
Б –барашек, У - утёнок,
Будешь грамотной - поверь!
Звенит звонок.
Волк 1: Переменка, перемена.
Отдохнуть нам всем пора!
Волк 2: Поболтать с друзьями время
И, конечно, ждет игра!
Белка 2: Перемена, перемена!
Может быть орешек съесть?
Входит Медведь – учитель физкультуры в спортивном костюме.
Медведь: Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Звериная зарядка.
Медведь под музыку уходит. Залетает учитель математики Дятел.
Дятел: Начинаем наш урок.
Повторять мы будем счет.
Ну- ка, заиньки, скажите,
Сколько будет два плюс три? (показывает на карточке пример без ответа)
Заяц 1: Ой, не знаю, ой, боюсь,
Заяц 2: Почему-то весь трясусь (трясет лапки)
Дятел: Отвечать должны вы смело,
26

Заяц 1: Да, робеть – плохое дело!
Заяц 2: Два плюс три, будет пять!
Дятел: Мишка, косолапый, встань!
Отвечай скорее нам.
Сколько будет три плюс три? (показывает пример)
Мишка: Три плюс три ….у-у-у-у! (Медведь чешет затылок)
Дятел: Долго думаешь, друг, ты
И так громко не реви.
Ты уж побыстрей считай,
Побыстрей соображай! (Мишка садится)
Дятел: (Обращается к Волкам)
Отвечайте нам, волчишки,
Сколько лапок у зверей?
Волк 1: Знают звери во всем мире,
Дважды два, всегда четыре.
Волк 2: Столько ж лапок у зверей.
Дятел: И из вас, мои волчишки,
Тоже будет толк, мальчишки! (Обращается ко всем зверям)
Молодцы, вы все старались и прилежно занимались!
До свидания, друзья!
Наш урок окончил я!
Звонит звонок. Дятел улетает.
Белка 1: Ура, уже читаем мы,
Белка 2: И пишем, и считаем!
Выходит Лис.
Лис: Сейчас чуточку вниманья:
Урок будет рисованья.
Научиться рисовать
И шедевры создавать
Нам помогут малыши:
Малыши-карандаши.
Достаёт коробку с карандашами.
Вы любите синего человечка?
Где появляется он – будет синяя речка,
Синее небо над головой. (показывает синий карандаш)
Без меня нельзя никак!
Ждут меня тюльпан и мак.
Я с гвоздикой дружна,
Цветам очень нужна! (показывает красный карандаш)
А зелёный карандаш
Нарисует нам пейзаж!
А на сосне и ёлочке
Зелёные иголочки. (показывает зелёный карандаш)
А желтый человечек, раскрасить может он
Кувшинку, одуванчик и солнце на лугу
Раскрасит он цыплят и маленьких утят.
Все звери вместе: Хороши карандаши!
Все рисуют от души!
Под музыку Лис уходит. Под музыку вылетает Малиновка.
Малиновка: Все ли вы готовы петь? (Да)
Все ли горло полоскали,
Чтоб ни капли не хрипеть? (Да)
Все ль промыли утром ушки,
27

Чтоб могли мы чисто петь? (Да)
Что же, я довольна вами
Все готовы вы на пять!
Я урок наш музыкальный
С радостью могу начать!
Под музыку выходят все учителя. Все вместе поют песню.
Песня про школу.
Малиновка: Милые ребята, веселые зверята!
В нашей школе вы учились правильно считать! (показывает на Дятла, тот кланяется).
Физкультурой заниматься, приседать и отжиматься! (показывает на Медведя).
Книжки умные читать, (показывает на Ежа).
Песни петь (показывает на себя) и рисовать (показывает на Лиса).
Лис: Вот такая сказка вышла,
Сказка ложь, да в ней намек:
Подружились звери в школе, (взялись за руки)
Все вместе: А из знаний вышел толк! (поклон).
Игры, считалки, скороговорки.
Игра "Угадай, кто я".
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают
водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий
хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз – и круг замирает. Теперь
водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается
сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с
первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и
попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок,
которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму
кругу.
Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо
произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал
игрока, он водит еще раз.
Игра "Цепочка слов от А до Я".
Играющие садятся в кружок и по часовой стрелке называют: первый называет слово на
букву а, например, арбуз, второй на последнюю букву этого слова, на з – заяц, третий – на ц, цапля,
четвертый – яблоко и т. д.
Игра "Горячий картофель".
Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком
или волейбольным мячом. Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает "картошку"
кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают "картошку" друг другу,
желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг
ведущий произносит: "Горячий картофель!" Игрок, у которого оказалась в руках "горячая картошка",
выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается
победившим.
Игра "Музыкальный стул".
Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем
игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки
должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один
стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается. Выигрывает тот, кто остался
один и сидит на последнем стуле.
Игра "Проверка памяти".
28

Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их полотенцем. Дети садятся в
круг, педагог открывает перед ними поднос на несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем
и уносит. Дети получают задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили.
Игра "Угадай, кто главный!"
Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидает комнату, а в это время
дети назначают "главного". Когда ведущий возвращается, по его команде "главный" начинает делать
различные движения, например, качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны
повторять эти движения за "главным". Они должны это делать так, чтобы водящий не догадался, кто
эти действия придумывает. Задача водящего – попытаться быстро отгадать, кто "главный", и если
ему это удалось, то "главный" становится водящим в следующем кону.
Игра "Краски".
Дети выбирают по жребию "хозяина" и "покупателя". Остальные игроки – "краски". Каждая краска
придумывает себе цвет и тихо называет его "хозяину", он приглашает "покупателя". "Покупатель
стучит":
– Тук, тук!
– Кто там?
– Покупатель!
– За чем пришел?
– За краской.
– За какой?
– За голубой.
Если голубой краски нет, "хозяин" говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки,
поноси да назад принеси!" или "Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси мне голубые
сапожки!" Если же "покупатель" угадал цвет краски, то игрока-"краску" он забирает себе. Когда
"покупатель" отгадает несколько красок, он становится "хозяином", а "хозяин" выбирает из числа
угаданных красок. При большом количестве участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с
"хозяином" разговаривает один "покупатель", затем другой. Они подходят по очереди и выбирают
краски. Выигрывает "покупатель", который угадал больше красок. Игра может быть усложнена тем,
что покупателю предлагается "поймать" угаданную "краску". При этом в комнате определяются
границы, до которых можно ловить играющих.
Игра "Поехали-поехали".
Дети встают в круг, в середине встает водящий. Дети должны его внимательно слушать, следить за
ним, но думать и показывать нужные движения самостоятельно. Задача водящего – говорить одно, а
показывать другое. Он ходит по кругу и похлопывает руками по коленям, приговаривая "Поехалипоехали". Ребята повторяют движения за ним. Неожиданно для играющих он кричит "Самолет!", а
показывает на пол, дети же должны показать наверх, так как самолеты летают в небе. Водящий
может крикнуть "Нога!", а схватить себя за нос. Дети должны показать то, что называет, а не
показывает ведущий. Слова могут быть разные: ракета, вертолет, собака, чайка, поезд, лошадь, глаз,
лоб, нос, рука, лев. В определенный момент показ движений должен стать обманным. Тот, кто
ошибся, выходит из игры. Таким образом выявляется самый внимательный ребенок.
Игра "Кто из нас самый наблюдательный?"
Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно
осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков.
Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются;
обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и
ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.
Игра "Подскажи словечко".
Ведущий выразительно читает несложный текст, дети должны подсказать слово, подходящее по
смыслу и рифме. Можно придумать простенькую мелодию, если вы готовитесь заранее, или
подобрать что-то по ходу игры. Музыка всегда оживляет обстановку, все могут хлопать в ладоши в
такт музыке.
Считалки.
29

1.На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
2.Не задерживай добрых
И честных людей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи, тебе искать!
3.Шла лисичка по тропинке
И несла грибы в корзинке Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
4. Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф, ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
5. У ребят Спрятан клад,
Кто отыщет, будет рад,
Кто отыщет, тот расскажет,
Тот расскажет и покажет.
Если сможешь отыскать,
Не забудешь рассказать,
Не забудешь показать,
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели
И тебе водить велели.
6. Испекла пирог Надюша,
По куску дала Катюше,
И Валюте, и Иринке,
И Светланке, и Маринке.
У Катюши и Маринки
Два куска в одной корзинке.
Кто пирог умеет печь,
Растопи скорее печь!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ты иди скорей искать!
7. Жили-были два дружка,
Два заядлых рыбака.
На заре до петухов
Накопали червяков
И другой приманки
30

Две стеклянных банки.
(Е. Ружанский. Рыбаки)
8.Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Маринки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.
(Е. Благинина. Считалка)

Скороговорки.
Скороговорки полезны и занимательны. Они помогают сформировать правильную речь и нравятся
людям любого возраста. Попробуйте произнести скороговорки 3 раза – быстро, без ошибок.
1.Едет с косой косой козел.
2.Ехал Пахом на козе верхом.
3.Ткач ткет ткани на платок Тане.
4.Все бобры добры до своих бобрят.
5.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
6.Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
7.Дали Клаше каши с простоквашей.
8.Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла.
9.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
10.Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши.
11.Купила бабуся бусы Марусе.
12.Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
13.Шапкой Мишка шишки сшиб.
14.Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала.
15.Если бы да кабы, во рту выросли бобы, и был бы не рот, а целый огород.
16.Осип охрип, Архип осип.
17.Летели лебеди с лебедятами.
18.Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он был смешон.
Игры- этюды.
Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и
воспроизведению отдельных черт характера.
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с
собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это, же мама
— простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
2. Представьте себя собачкой в будке. (Серьезная собачка).
Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
4. Я работник сладкий,
Целый день на грядке:
Ем клубнику, ем малину,
Чтоб на всю наесться зиму…
Впереди арбузы — вот!..
Где мне взять второй живот?
5. На носочках я иду —
Маму я не разбужу.
6. Ах, какой искристый лед,
31

А по льду пингвин идет.
7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о
руки мальчика.
8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые
берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
9. Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам.
Гам, гам, гам!
10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже
11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и
недомогание.
13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.
14. Был у зайца дом как дом
Под развесистым кустом
И доволен был косой:
— Крыша есть над головой! —
А настала осень,
Куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил. –
Мерзнет заяц под кустом:
— Никудышный этот дом!
15. Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
16. У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
17. Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали! Лопнул шар,
А две подружки посмотрели —
Нет игрушки, сели и заплакали…
18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
— Как быть без хруста, Если я — капуста.
(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки
приподняты.)
19. Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
32

Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Игры на развитие пластической выразительности.
Цель: закреплять выразительные приемы создания игрового образа, следить за тем, чтобы дети сами
подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа,
мультфильма) по их выбору.
2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю,
волку).
3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и
действовали по-разному.
Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать.
Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло - холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Встретили хорошего знакомого.
9. Обиделись.
10. Удивились.
11. Испугались забияку.
12. Умеем лукавить (подмигивание).
13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
14. Мне грустно.
15. Получить подарок.
16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.
17. Не сердись!
18. Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
19. Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй что попадется!
20. Будь внимателен.
21. Радость.
22. Восторг.
23. Я чищу зубы.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».